Пища и вода — жизненная необходимость. К сожалению, и сегодня люди в некоторых регионах Африки, Азии, Латинской Америки умирают от голода и связанных с ним болезней. Не менее опасен и духовный голод с тем лишь отличием, что место его распространения не ограничивается тем или иным континентом, он никак не связан с материальными благами. Голод этот испепеляет человека изнутри и приводит к духовной смерти при внешне кажущемся благополучии.
Может показаться, что слова заповеди «блаженны алчущие и жаждущие правды» как бы поощряют состояние духовного голода. Но это не так. Христос не сказал «блаженны духовно голодные», а говорит о тех, кто желает духовной пищи и пития. Возникает вопрос: что же является вожделенной духовной пищей? И многие, наверное, ответят: это справедливость. Несправедливость нас возмущает. Справедливо ли, что одинаковые люди, причем нередко одинаково ленивые, имеют разное количество денег? Справедливо ли, что кто-то каждое лето меняет морские курорты, а иной и гардероб-то обновить не может? Справедлива ли преждевременная смерть? Да и сама жизнь разве справедлива, если проходит в скорбях, нищете и болезнях?! Более того, и «выше-то» понятие справедливости не абсолютно: первым в рай вошел разбойник — вопиющая несправедливость! А как вам притча о блудном сыне, который прокутил свое состояние, но отец распростер ему объятья?
Формальная справедливость может быть осуществлена и автоматом, которому не важен человек с его чувствами и переживаниями, допустим компьютером. Принципиально и беспристрастно. Нас это сперва даже обрадует: вот бы и в самом деле всех воров и негодяев за решетку! Увы, тешит справедливость только до тех пор, пока речь идет о ком-то другом, а не обо мне лично… Апостол Иоанн Богослов напоминает: не найдется человека прожившего жизнь и не согрешившего. «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас». Следовательно, если за каждым грех, то каждый должен понести наказание. Тогда и существование рая становится несправедливостью, а самое справедливое место для нас, согрешивших хоть однажды, — это ад. Такой справедливости желает только дьявол. Он, наверное, тоже (как и мы порой) гневно возмущался и взывал к справедливости, когда Христос накануне Своего Воскресения низошел в ад и вывел оттуда души праведников, в том числе Адама и Евы. Божья любовь начинается там, где заканчивается формальная и холодная справедливость.
Одна народная баллада повествует о том, как некоему старцу, молившемуся Богу об искоренении житейской несправедливости, явился ангел Божий. Он вывел старца из селения к перепутью дорог, где росло дерево с большим дуплом. «Полезай туда и молча наблюдай за происходящим», — сказал ангел и исчез. Богатый путник расположился отдохнуть под деревом и случайно выронил кошелек. За ним пришел простой человек, достал хлебушек и решил перекусить. Однако, увидев потерянный кем-то кошелек, от радости позабыл о хлебе и побежал с находкой домой. Потом у дерева присел бедняк, в то же время вернулся богач, обнаруживший пропажу, и начал избивать ни в чем неповинного, требуя кошелек. От очередного удара бедняк упал, разбил о камень голову и умер. Богач же скрылся с места преступления. Сидевший в дупле старец даже заплакал от ненаказанной несправедливости. Но тут явился ангел и разъяснил: «Нашедший кошелек когда-то был лучшим другом богача, который его же и разорил. А бедняк убил и ограбил родного брата, но, покаявшись и раздав деньги, просил себе такой же смерти». Тогда старец опять заплакал и воскликнул: «Небесный справедлив Отец!»
Святой Григорий Нисский на наш вопрос о духовной пище отвечает в ином ключе. Под желаемой правдой он подразумевает не справедливость, а добродетельность. Как появление аппетита у больного служит первым признаком того, что он начинает поправляться, так и желание праведной и добродетельной жизни становится первым симптомом выздоровления грешной души. Находясь под действием греха, человек желает богатства, денег, почестей, телесных удовольствий. О духовном богатстве он и не думает, а порой презирает его. Но немного освободившись от страшной греховной проказы, начинает тосковать по духовному совершенству. Ищет не свою правду, а Божью, которая всегда милующая не только для нас, но и для других.
Календарь Великого поста
21 февраля, воскресенье — неделя (воскресенье) 1-я Великого поста. Торжество православия. Праздник установлен в VIII веке после победы над ересью иконоборчества.
27 февраля, суббота — поминовение усопших.
28 февраля, воскресенье — неделя 2-я, память святителя Григория Паламы. Святитель создал учение о Небесном (Фаворском) нетварном свете, озаряющем души тех, кто подвизается в молитве и посте.
6 марта, суббота — поминовение усопших.
7 марта, воскресенье — неделя 3-я, Крестопоклонная. Поклонение Святому Кресту, который выносится в середине поста для ободрения верующих и остается на аналое в течение всей следующей седмицы.
13 марта, суббота — поминовение усопших.
14 марта, воскресенье — неделя 4-я, память преподобного Иоанна Лествичника. Написал сочинение «Лествица» — о постепенном восхождении к совершенству в добродетелях.
18 марта, четверг — «Стояние Марии Египетской». Чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, чтение жития преподобной Марии Египетской.
20 марта, суббота — Похвала Пресвятой Богородице (Суббота Акафиста).
21 марта, воскресенье — неделя 5-я, память преподобной Марии Египетской.
Закоренелая блудница показала образец истинного покаяния, оставления греховной жизни и обращения к Богу.
27 марта, суббота — Лазарева суббота. Воскрешение праведного Лазаря.
28 марта, воскресенье — Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье).
29 марта, понедельник — начало Страстной седмицы.
1 апреля — Великий четверг. Воспоминание Тайной вечери.
2 апреля — Великая пятница. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
4 апреля — Светлое Христово Воскресение. Пасха.
Татьяна Батюк, «МК»