День с «Курьером»

Владимир Прокопцов, вечный двигатель

9.00-11.40
Официально рабочий день Владимира Прокопцова начинается в 9 утра. Неофициально — гораздо раньше. Выходных и праздников нет. Иначе, говорит директор музея, всего не успеть. До приезда корреспондентов «МК» Владимир Иванович уже прошелся не только по залам музея, но по помещениям, где хранятся фонды, а также сделал несколько рабочих звонков. Мы же подоспели аккурат к собранию заместителей директора. Здесь обсуждаются вопросы разных уровней: от ситуации, сложившейся в филиале Национального художественного — могилевском музее В.К. Бялыницкого-Бирули — до внешнего вида минского хранилища художественных произведений. Огромные сосульки на крыше не только портят фасад музея, но и представляют опасность для прохожих. Выходит, ледяные иголки непременно нужно сбить. Услуга дорогая — обходится музею примерно в 6-8 миллионов рублей. Деньги есть, а где взять специалистов, которые качественно выполнят работу?..
В 9.30 у Владимира Прокопцова еще одна планерка —  с подчиненными. Выясняется удивительная вещь: в выставочных залах Дома Ваньковичей, еще одном филиале Национального художественного музея, повышенная температура, и это плохо для хранящихся там ценных полотен. Директор филиала эту проблему не решала несколько дней, что Владимира Прокопцова чрезвычайно возмущает.
— Почему у нас не взяли увлажнители воздуха?! — негодует он.
Директор филиала объясняет, мол, свободной служебной машины, чтобы отвезти аппараты в Дом Ваньковичей, не было.
— Да я бы за свои деньги на такси отвез эти увлажнители, будь на вашем месте! Как вы можете быть так равнодушны к своей работе?
Каждые десять минут у Владимира Прокопцова звонят телефоны: то городской, то мобильный. Дело в том, что ожидается важное событие — открытие выставки полотен известного белорусского художника XIX века Ивана Хруцкого. Среди многочисленных приглашенных на вернисаж ожидаются важные гости — послы, а также министр культуры Беларуси Павел Латушко. Поэтому день Владимиру Прокопцову и нам вместе с ним предстоит непростой.

Досье
Владимир Прокопцов
Родился 8 августа 1953 года в деревне Жгунская Буда (Добрушский район, Гомельская область). В 1975-м окончил художественно-графический факультет Витебского пединститута, а четырьмя годами позже — аспирантуру Института искусствоведения, этнографии и фольклора академии наук Беларуси. Стал там работать научным сотрудником.
Участник выставок с 1985 года. Работает в жанрах натюрморта, пейзажа, тематической картины. Произведения находятся в фондах Национального художественного музея Республики Беларусь, Белорусского союза художников, Могилевского областного художественного музея имени П. Масленикова, Полоцкого национального историко-культурного заповедника, Музея современного изобразительного искусства. Автор книг, монографий и каталогов о белорусских художниках, статей по проблемам монументально-декоративного искусства, а также разделов «Гісторыі беларускага мастацтва» (в 6 томах). Кандидат искусствоведения, почетный член Российской академии художеств, член Белорусского союза художников и Белорусского союза литературно-художественных критиков. Директор Национального художественного музея Республики Беларусь с 1998 года.

11.40-12.30
Через 20 минут директору музея обязательно нужно быть в здании Главпочтамта. Ровно в полдень там пройдет гашение уникальной почтовой марки с изображением автопортрета Ивана Хруцкого и его лучших работ. По дороге нам удается немного поговорить с Владимиром Прокопцовым о полотнах самого директора музея.
— К сожалению, сейчас редко получается найти время для написания картин, — признается он. — Писать могу только по выходным, но таких дней очень мало. Иногда выкраиваю немного времени по вечерам, а недавно подумал: почему бы не поставить этюдник в кабинете и не писать понемногу в обед?
Владимиру Прокопцову не удается регулярно обедать. Говорит, некогда. Зато в обязательном порядке завтракает и ужинает. Много ходит пешком — машины ни своей, ни служебной у директора нет. Ведь служебную пришлось бы покупать за заработанные музеем деньги, а они все уходят на хозяйственные нужды. Так что авто для Владимира Прокопцова пока непозволительная роскошь.
…Гашение марки проходит в Главпочтамте без сучка без задоринки. Оно и понятно — опыт в этом деле у директора музея большой. После того как на конверте с пометкой «Первый день» поставлен штамп и блок уникальных марок показан присутствующим, Владимира Прокопцова окружают журналисты. Минут двадцать он отвечает на их вопросы о Хруцком и предстоящей выставке, а затем торопится к торговому центру «Столица» — нужно успеть заказать рамку для картины.

12.40-14.00
Если полотно нуждается в обрамлении, его выбором Владимир Прокопцов занимается лично.
— Рама для картины — 90 процентов успеха, — уверяет он. — Но рама ни в коем случае не должна обращать на себя слишком много внимания. В то же время и не должна теряться.
Обрамление для картины Владимир Прокопцов выбирает быстро. Для полотна XIX века идеально подходит классическая рама под золото. Сделать ее обещают буквально за пару часов — директор музея в магазине клиент постоянный и очень ценный. С него даже предоплаты не требуют, а если надо, заказ могут принять и в долг. Знают — Владимир Прокопцов обязательно рассчитается.
За почти четыре часа до открытия выставки директор музея идет в экспозиционный зал, чтобы удостовериться: картины висят в нужной последовательности, свет на них падает безупречно, а итальянская рама, которую заказали к одному из полотен Хруцкого, подходит идеально.

14.00-15.50
Только сейчас у нас появилась возможность поговорить за чашкой чая о музее. Точнее, об основной его проблеме — тесноте.
— В фондах — огромное количество картин, выставить которые не позволяют площади музея. Да и само хранилище уже с трудом вмещает полотна, — рассказывает Владимир Прокопцов. — У меня есть мечта. Все годы, что работаю директором музея, добиваюсь, чтобы нам отдали несколько близлежащих домов. Мы бы устроили дворик с кофейней, лавочками. Посетители смогли бы пройтись по залам в одном здании, в другом. Спустились бы во дворик в кафе, чтобы выпить чашку кофе или чая, побеседовать на лавочках, набраться сил и снова отправиться по экспозиционным залам.

16.00-17.00
К пресс-конференции в музее, которая предшествует выставке, директор не готовится. Говорит, экспромтом всегда лучше получается. Возможно, Владимир Прокопцов и прав. Журналисты довольны. Особенно новостью о том, что картины Хруцкого скоро отправятся в Лувр — читателей эта новость наверняка заинтересует.
В перерыве между пресс-конференцией и открытием выставки директору музея приходится решить немало вопросов. Например, распорядиться, чтобы до 17.00 не продавали серебряные монеты, выпущенные Национальным банком Республики Беларусь к 200-летию Ивана Хруцкого. Дело в том, что выпущены они ограниченным тиражом. Большая часть монет, которые, к слову, стоят недешево, уже продана. А за оставшимися охотятся скупщики. Один такой явился в музей перед открытием выставки и потребовал: продайте 10 монет! Владимиру Прокопцову пришлось объясниться…
Перед открытием выставки директор проверяет, на месте ли приглашенные музыканты, есть ли в кассах открытки и пазлы с репродукциями картин Хруцкого, встречает коллегу из Полоцка и мэра этого города. Минут через десять после того как приезжают важные гости, мероприятие начинается. После короткого выступления министра культуры Беларуси Павла Латушко и самого Владимира Прокопцова посетители выставки расходятся по залу полюбоваться на несравненные натюрморты и портреты кисти Хруцкого.

…Рабочий день директора закончится только тогда, когда уйдет последний посетитель, — вдруг кому-то захочется узнать что-то особенное о картинах белорусского мастера XIX века. А кто знает об этом больше, чем кандидат искусствоведения и директор самого главного художественного музея страны Владимир Прокопцов?

Елена КЛИМКОВИЧ, «МК»