Час пик

Как рождаются маршруты

Нередко письма и звонки наших читателей начинаются с похожих претензий: «Кто придумывает такие маршруты? Этот автобус надо было пустить так-то, а этот продлить. На этой трассе нужно больше автобусов, а ходят одни троллейбусы…»

Как рождаются новые маршруты? Почему их изменяют и закрывают? Сколько машин должно работать на том или ином направлении? Корреспондент «МК» беседует с начальником отдела формирования маршрутной сети ГУ «Столичный транспорт и связь» Александром Каптюхом

Нужны не направления, а дороги

— Чем руководствуются проектировщики и транспортники, организуя новые маршруты?

— В первую очередь учитываются места расположения строящихся микрорайонов и наличие дорожных условий: улиц необходимой ширины, разворотных колец, дис-петчерских станций, остановочных пунктов. При их проектировании в расчет берут такие факторы, как количество горожан, которые будут жить в микрорайоне, предполагаемое число детсадов, школ, поликлиник. Есть и компьютерные программы, позволяющие прогнозировать вероятные пассажиропотоки. Но одних расчетов мало. Когда приходит время налаживать транспортное обслуживание в новых микрорайонах, иной раз возникает проблема: жилые дома сдают в эксплуатацию значительно раньше, чем объекты транспортной инфраструктуры. Но пока не подготовлена проезжая часть, улица не принята на баланс администрации района, а вдоль нее не оборудованы остановочные пункты, мы не можем пустить даже автобусы. Если же все в порядке, организуем маршруты к ближайшим станциям метрополитена и, по возможности, хотя бы один беспересадочный по направлению к центру города.

— Но бывают ситуации, когда связь с соседним микрорайоном не менее важна для жителей новостроек, чем с мет-ро или центром.

— Конечно. Например, когда начали заселяться дома в Брилевичах, мы открыли автобусный маршрут до автостанции «Юго-Западная»: через нее шло много пассажирского транспорта по направлению к центру и в Малиновку. Но ближайшие поликлиники, детсады, школы и магазины находятся в жилых районах Малиновка и Юго-Запад. Поэтому мы организовали еще один автобусный маршрут № 147 для прямой связи Брилевичей с Малиновкой-4. Он оказался востребованным, объемы движения на нем постоянно увеличиваются.

Все меняется

— Часто ли изменяются существующие маршруты и количество работающего на них подвижного состава?
— Корректировка маршрутов и изменение количества работающих на них транспортных средств — дело обычное. На некоторых новых направлениях сразу невозможно определить оптимальное число необходимых машин.

Недавно после сдачи в эксплуатацию улицы Неманской в микрорайоне Каменная Горка был открыт первый и самый короткий на сегодня в городе автобусный маршрут № 12, организованный в первую очередь для связи новых кварталов со станцией метро. Пока на этом направлении в часы пик интервал движения составляет 12-15 минут, а в остальное время — 25. Но потребность в автобусах здесь не только в часы пик, но и в течение всего дня. Такова особенность новостроек: жители постоянно что-то доделывают, ремонтируют в квартирах, с утра до вечера выезжают из микрорайона и возвращаются обратно. Поэтому, вероятно, по мере заселения домов мы сократим интервалы движения на маршруте не только в часы пик, но и в остальное время.

Другая история с автобусным маршрутом № 33С, который был организован для скоростной доставки жителей Сухарево в район академии наук. Его открывали для того, чтобы немного разгрузить 2-ю линию метрополитена. С приобретением для нее пятивагонных составов 33-й скоростной предполагалось закрыть. Это должно было произойти в июне прошлого года. Но маршрут оказался востребованным и пока сохраняется.

В интересах большинства?

— Зачастую пассажиры требуют ввести дополнительные остановки, продлить маршрут. В каких случаях эти пожелания могут быть удовлетворены, а в каких — вряд ли?

— Показательный пример в этом плане — тот же автобусный маршрут № 33С. Его популярность обусловлена главным образом категорией «скоростной» — меньше остановочных пунктов, чем на обычном. Автобусы этого маршрута шли с минимальным количеством остановок вдоль улицы Притыцкого, проспекта Пушкина и совсем без остановок от пункта «Чигладзе» до «Площади Бангалор». Но с самого начала существования маршрута люди начали обращаться в разные инстанции с просьбами учредить одну, две, три дополнительные остановки. Если бы мы откликались на каждую такую просьбу, то превратили бы 33-й в обычный маршрут. И большинство жителей микрорайона Сухарево, которые в часы пик довольно быстро добираются до центра города и обратно, скорее всего, отказались бы от него, ведь каждая остановка увеличивает время пребывания в пути.

Тем не менее нам все-таки пришлось внести коррективы для этого маршрута. Теперь автобусы выполняют остановку «Нововиленская».
Похожая ситуация сложилась и с автобусным маршрутом № 118Э, который начал работать год назад. Его трасса дублирует большую часть маршрутов № 84 и 84Д, однако на экспрессе количество остановок значительно меньше, поэтому пассажиры из Малиновки доезжают в район тракторного завода намного быстрее. Для этого маршрут и создавался, а вводить на нем дополнительные остановки мы не планируем.

Что касается продления маршрутов, это, как правило, влечет за собой увеличение количества работающего на нем подвижного состава, иначе невозможно сохранить прежний интервал движения. Каждую такую просьбу мы рассматриваем, изучив все нюансы, взвесив все за и против.