Перекресток

Крути педали без печали

«Колес меньше — опасности больше!» — считают в ГАИ. Но понимают ли это сами велосипедисты?

— Горожанину велосипед нужен в основном для прогулок — утренних или вечерних, когда можно после работы или в выходные дни вместе с детьми прокатиться, зарядиться энергией, — рассуждает старший инспектор отдела по агитации и пропаганде ГАИ ГУВД Мингорисполкома Юрий Краснов. — И уж совсем немногие используют этот вид транспорта, чтобы добраться на работу и обратно, либо на рынок или в магазин. А уж картину, когда чиновник или бизнесмен в костюме и при галстуке с портфелем под мышкой раскатывает по городу на велосипеде по служебным делам, вряд ли увидишь.

Владельцев двухколесных в Минске с каждым годом прибавляется. Сосуществование вело- и автотранспорта на дороге не обходится без жертв. В 2009-м в столице спровоцировали аварию четыре велосипедиста. Все они с травмами были госпитализированы. Всего же в прошлом году в столице произошло 12 наездов на велосепидистов. То есть треть ДТП случились по вине последних. Причем меры административного воздействия к ним применяются наравне с другими участниками дорожного движения.

— Знать ПДД — одно. Важно их соблюдать, а еще быть готовым к любым неожиданностям в пути, — продолжает Юрий Краснов. — В нынешнем году пострадали уже два велосипедиста. Не обошлось без трагедий. Первая случилась на улице Сурганова в районе дома № 42. Водитель «Вольво» не пропустил на зебре женщину, которая ехала на велосипеде, в результате минчанка получила тяжелые травмы и скончалась в больнице. Кого в этом винить? Водитель не выполнил требование пункта 117 ПДД: не снизил скорость перед пешеходным переходом, как это сделали автомобилисты в соседних полосах. Проигнорировала требование пункта 151 ПДД и женщина, которая должна была на зебре вести велосипед рядом с собой.

Очередной печальный случай произошел на Минской кольцевой автодороге. В районе пересечения с улицей Инженерной мужчина рискнул пересечь проезжую часть на велосипеде и в итоге угодил под колеса «Крайслера». Травмы для него оказались смертельными. А ведь неподалеку располагался надземный пешеходный переход…

Где разрешено, а где запрещено разъезжать велосипедистам? В ПДД сказано четко: «Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края. При этом выезд далее 1 метра от края проезжей части возможен лишь для объезда препятствия и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота». Но не все эти требования выполняют. Потому что на велосипеде проще двигаться по проезжей части в соседстве с автомобилистами, нежели делить тротуар с пешеходами и перескакивать от перекрестка к перекрестку через бордюры.

— Падение с велосипеда, пожалуй, самое худшее, что может случиться во время движения по тротуару, — продолжает старший инспектор. — Куда более серьезными оказываются последствия от столкновения с транспортным средством на проезжей части! А ситуации бывают разные…

1. Едете на велосипеде и попадаете под колеса автомобиля, водитель которого при перестроении из второй полосы в первую вас попросту не заметил.

2. Поворачиваете на двухколесном налево на перекрестке с третьей полосы, что запрещено ПДД. В этом случае нужно спешиться и как все законопослушные граждане перейти дорогу по зебре.

3. На близком расстоянии едете за машиной, та резко тормозит, и байк врезается в бампер.

4. На дороге припаркован автомобиль, дверь которого неожиданно открывается, и в нее на скорости въезжает велосипедист.

Немалый риск оказаться под колесами транспорта и на загородных трассах. К примеру, вас может не заметить или не обратить внимания водитель, выезжающий с второстепенной на главную дорогу. Автовладельцам рекомендуется заранее подавать звуковой сигнал велосипедисту, поскольку вблизи от неожиданности тот может испугаться и дернуться в сторону. Нужно также учитывать, что человек на байке при звуке приближающейся машины инстинктивно оглядывается влево назад, при этом поворачивая в ту же сторону руль.

А теперь рассмотрим ситуацию.

Рисунок 1. Пустынная улица. По проезжей части слева едут на велосипедах три ребенка. Сзади к ним подъезжает автомобиль. Водитель видит юных велосипедистов, однако не снижает скорость и продолжает движение.

Рисунок 2. Когда автомобиль был уже совсем близко, один из детей резко взял вправо… В результате ДТП. А чтобы этого не случилось, водителю нужно было сделать всего-то пустяк — привлечь внимание ребят звуковым сигналом.