Деловой завтрак

В ком божья искра

Говорят, талант — тайна за семью печатями. Как разглядеть божью искру, если перед вами зеленый абитуриент? В двух творческих вузах столицы, где вступительная кампания уже завершилась, — в академии искусств и академии музыки — провели эксперимент. И он, по мнению участников приемных комиссий, оправдал ожидания. О нем и о многом другом наш диалог с ректором Белорусской государственной академии искусств Ричардом Смольским

 — Ричард Болеславович, чем вас не устраивали приемные экзамены в прежние годы?

— Раньше в экзаменационном марафоне побеждали претенденты, у которых были лучшие результаты по общеобразовательным предметам. Почему так получалось? Абитуриент предоставлял в приемную комиссию сертификаты централизованного тестирования по русскому или белорусскому языку, истории Беларуси. К этому прибавлялся средний балл аттестата и оценки по трем творческим испытаниям. В итоге получалась парадоксальная ситуация: зачислять в первокурсники приходилось усидчивых и прилежных, но не самых способных и творчески одаренных. Понятно, наиболее прилежные — девушки. Вуз становился женским. Доходило до абсурда. На сугубо мужскую специальность «художественная обработка металла» — в обыденном понимании это кузнец — в группу из 6 человек попадали 4 представительницы прекрасного пола. Почему? Из-за общей суммы баллов по экзаменам.

— И какой нашли выход в этом году?

— Определяющую роль отвели творческим конкурсам. Учитывали среднеарифметический показатель по общеобразовательным предметам и аттестату. К примеру, у абитуриента следующие результаты: ЦТ по русскому языку — восьмерка, по истории Беларуси — семерка и средний балл аттестата — девятка. В сумме 24. Ее делили на три и выводили восьмерку. Отныне лишь этот балл, так называемый общеобразовательный, шел в зачет абитуриенту. Будущий художник, дизайнер, режиссер должен был проявить себя творчески.

— Много было творческих испытаний?

— Как и прежде, три. Художники выразили себя в рисунке, живописи, композиции. Кинорежиссеры писали сценарий, в практическом туре рассказывали, как видят тот или иной эпизод в кадре, проходили собеседование.

Эксперимент оправдал себя, и, надеемся, новшество будет внесено в правила приема в творческие вузы.

— Чем удивили абитуриенты?

— Прежде всего высоким уровнем подготовленности. Свыше 90 процентов абитуриентов — серьезные, высокомотивированные люди. Не то что, скажем, шел юноша по проспекту, увидел объявление и решил: ах, пойду в артисты. Поступали выпускники училищ, колледжей творческой направленности. Причем многие во второй или третий раз. Студенты о таких упрямцах говорят: «Заточен на профессию». Один лишь пример. На художественном факультете учится Руслан Сергеев. Окончил Гомельское государственное художественное училище, лишь с пятой попытки поступил в наш вуз. Он один из лидеров в среде молодых художников. Творцу кроме таланта и трудолюбия надо иметь стержень в характере, чтобы не падать духом, не сдаваться при первой неудаче. Важно быть целеустремленным.

Сейчас на кинорежиссуру поступили два человека, имеющие высшее образование. Это веяние времени: молодежь ориентирована на второй диплом.

 — Ричард Болеславович, какие надежды связываете с открытием факультета экранных искусств? В чем, по-вашему, отечественные кинематографисты смогут конкурировать на международном кинорынке?

— Белорусские мультипликаторы традиционно получают премии на престижных кинофестивалях. Наши мультфильмы пользуются спросом. Это не страшилки со стрелялками, в них есть душевность, гуманизм. Кто знает, возможно, не за горами то время, когда и в игровом кино сможем сравняться с Голливудом. У нас перспективная студенческая молодежь, которая, уверен, скажет свое слово.