День за днем

Орешек знаний тверд

Как ни крути, а в сутках всего 24 часа. Как же проводят это время наши дети, ученики средней школы?

Девять часов сна, меньше нельзя, иначе ребенок не успеет отдохнуть. В школе — не менее шести часов, хотя реально и больше. Потратить на дорогу до школы и обратно меньше одного час — нереально. Потом домашнее задание. Это те же пять-шесть предметов. Прерваться между математикой, русским языком и географией совершенно необходимо, в противном случае ребенок просто измотается и ничего не запомнит. Уйдет на все это часа четыре, а то и пять, не меньше. Наши дети иногда кушают и чуть-чуть отдыхают в перерывах между бесконечными уроками. Еще им надо успеть переболеть всеми детскими болезнями — ветрянкой, краснухой, свинкой. Вместе с нами, взрослыми, отлежаться после банального гриппа…

Теперь давайте считать, что осталось у девчонок и мальчишек на нормальную детскую жизнь, общение между собой, увлечения и такой необходимый им спорт или хотя бы прогулки на свежем воздухе. Получается, почти ничего не осталось. Или совсем ничего. И это у среднестатистического ученика средних классов. Про старшеклассников и говорить не приходится. Очень хочется мне собрать в одном классе всех разработчиков учебных программ и заставить их пожить жизнью наших детей хотя бы пару месяцев. Половину из них мужья или жены повыгоняют из дома после этого, а у другой половины обострятся все мыслимые и немыслимые хронические болезни. Но я совершенно уверен, что никто из разработчиков этих учебных программ и авторов учебников не сдаст в полном объеме экзамены за девятый класс с оценкой лучше, чем «удовлетворительно». Кроме своего предмета, естественно. А ведь родители еще должны выкроить время и на культурную программу, и на жизненные уроки, и на визиты к бабушкам и дедушкам. Иначе как из наших девчонок в будущем получаться заботливые мамы, а из пацанов достойные мужья? Если мы хотим видеть через пятнадцать лет вокруг себя современных людей, а не охламонов, то нужно еще в юности осваивать новые технологии, компьютеры, программирование. Еще мы очень хотим, чтобы из мальчишек выросли достойные защитники Отечества, а девчонки смогли бы перенять у мамы хоть пару семейных кулинарных рецептов. Добавить суткам пару часов — никак. Получается, что чем-то приходится жертвовать. И выходит, что задача получения полноценного среднего образования становится практически невыполнимой. При этом если ученик претендует на звание отличника, то ни о каких танцах, рисовании, литературных кружках и спортивных секциях даже речи быть не может. Когда вы в последний раз видели нарисованные на асфальте классики или мальчишек, гоняющих мяч во дворе? Отвечу за вас — в своем детстве. Типичный сегодняшний прилежный ученик средней школы имеет в результате очень разные оценки. Например, по языкам, истории и литературе 8 или 9. А по физике, математике и геометрии с трудом вытягивает шестерочку. Но ведь продолжить учебу в вузах хотят многие, если не все. Без высшего образования нынче никуда. Так что экзаменационные испытания придется проходить по самым различным предметам. При этом каждый педагог в школе требует уважения к своему уроку и ругает детей и их родителей за плохие оценки по своей дисциплине. Кто посещает родительские собрания, знает, о чем я сейчас говорю. Так в нашу жизнь неминуемо приходят платные репетиторы.

Разговор на эту тему хочется начать с вопросов. К каким именно репетиторам ходил ученик минской школы Жорес Иванович Алферов? И как это ему удалось стать лауреатом Нобелевской премии и членом почти всех ведущих академий мира? Есть такое подозрение, что учись он сейчас, не видать бы нам с вами мобильных телефонов и многих современных технологий. Потому что в высшее учебное заведение он мог бы и не поступить, ведь родом из совсем не богатой белорусской семьи. Репетиторам платить было бы нечем.

И ведь что характерно, каждый отдельно взятый педагог или директор сегодняшней школы совершенно прав, и люди они замечательные, беззаветно преданные своему делу — окна в школе гаснут ближе к ночи. Но вся картина в целом начинает рассыпаться на отдельные фрагменты. Получается, что ученик исправно посещает школу, старается, ходит на факультативные занятия, но при этом без репетитора уже никто не обходится. Ясно, что знания невозможно загрузить быстро, как компьютер. Но даже у компьютера есть предельный объем памяти, а у родительских кошельков есть дно. Совершенно очевидно, что наши дети не должны вечером падать без сознания в кровать и носить за спиной огромные портфели с учебниками. Когда смотришь, как идет в школу детвора, создается такое впечатление, что это отряды спецназа отправляются на боевое задание — столько у них поклажи.
Репетиторство само по себе дело хорошее, но не должно превращаться из дела сугубо добровольного в необходимо-принудительное. А перегруженная школьная программа подталкивает всех именно к этому.