День за днем

Дежа-вю

В воскресенье, как водится, решил посмотреть недельные российские новости. Разумеется, новость номер один — решение по кандидатуре мэра Москвы. Из всех возможных претендентов, гуляющих в Сети, выбор пал на наиболее приемлемого для москвичей. Можно сказать, что с Сергеем Собяниным Москве повезло. Но вот подача…

Более наивного, «пацанского», нежели СССР — Сергей Семенович Собянин — решено, придумать трудно. Для репортера имя значит многое. И поймать свой сюжет сегодня крайне трудно. Но стоит ли ради этого выставлять достойного и уважаемого человека в неловком свете.

Ведущий авторской еженедельной программы от чувства собственной значимости, скрестив губки бантиком, вещает о том, что и это в Москве плохо, и то недоделано. То ли не выспался, то ли забыл сходить в туалет перед эфиром. Вот-вот расплачется от озвучиваемого им события или прямо в студии выпрыгнет из туфель. Информационная детвора — не более.

Грустно все это. Почему-то вспомнилась ХIХ партконференция в 1988 году, гневный зал, обрушивающийся на Ельцина. Молодой импозантный первый секретарь райкома партии, оказавшийся в первом ряду, со скоростью спринтера бежит на трибуну обличать своего недавнего патрона. И книга Олега Попцова «Тревожные сны царской свиты». Перечитайте, не пожалеете.

Но дело в другом. Мало что меняется у наших соседей. Как не умели провожать бывших руководителей, так и не научились. От информационной помощи и самому Собянину стало неловко. В понедельник в Мосгордуме он упомянул: многие социальные вопросы в Москве решены неплохо, надо сохранить темп. И приумножить. Но и это не главное. Главное в другом.

Лужкова «ушли». Но ушел ли Лужков — это вопрос. Не скажу ничего принципиально нового. В известной степени все мы — дети своего времени. И обстоятельств. Лужкову не нужны адвокаты и защитники. Он — Лужков. И войдет в российскую историю вместе с такими личностями, как Меньшиков, братья Орловы и многие другие. Со всеми достоинствами и недостатками. Он был неудобен, но всем нужен.

И дел уголовных не будет, потому что никто, кроме Лужкова, не мог продать то, что надо было просто снести и забыть. По уровню коммерческой компетенции второго такого руководителя в России нет. Он державник по властной сути и либерал в экономике. Очень русский, чисто российский и никакой другой.

Любили ли его москвичи? Вряд ли. Темп жизни этого города не предполагает сантиментов. А вот понимали, это точно. И он их понимал. Он был своим. Во всем и везде. По уровню харизмы, чувства власти — второй человек после Ельцина конца ХХ века в России. Вспоминаю газетные статьи 1992 года, когда Юрий Михайлович стал мэром. Купили новую черную «Волгу», отправили в Финляндию. Переделали, поставили новый двигатель, утеплили. В чем фокус? А в том, что он знал, что такое власть. На чем приехать. На какой машине. Какого цвета. Как выйти к людям и как уйти. Этому не учат нигде. Лужков органичен в любой среде.

И доказывать ему ничего и никому не надо. Я бы на его месте выпустил альбом под названием «Москва» с фотографиями Москвы 1992-го и 2010 годов. Без комментариев. Одни только фотографии. По доступной цене. И все…

А Сергею Семеновичу пожелаем удачи. После такого мэра, который был, работать сложно. Ведь Москва слезам не верит. Это не слоган, а суть.