Спорная территория

Бизнес малый – отчеты большие

Многие экономики мира просто рухнут, если перестанет работать малый и средний бизнес. Именно поэтому, а не от хорошей жизни, и вынуждены страны поддерживать тех граждан, которые решились завести свое, пусть маленькое, но дело

Малый бизнес в нашей стране — как правило, совсем небольшое предприятие, где работают всего несколько человек. Зачастую это семейное дело, созданное руками папы и мамы, с минимальным стартовым капиталом. Самое главное богатство этих людей — умение упорно и много трудиться. Однако если верить статистике, то поступления в казну от малых предприятий растут.

Медленно, но верно в нашей стране все же принимаются решения в поддержку малого бизнеса. Сегодня зарегистрировать собственное дело можно всего за несколько дней. С этим теперь прекрасно справляется в каждом исполкоме всего один служащий (а не целая армия, как это было совсем недавно). Чего только стоит вести бухгалтерский учет по упрощенной схеме налогообложения! Не зря ее по­свойски называют упрощенка. Многие, не имея даже специального образования, вполне удачно справляются с этой задачей самостоятельно. И ничего, земля не разошлась под ногами.

Только боязно, что в очередной раз новые прогрессивные решения в поддержку малого бизнеса, принятые на самом высшем государственном уровне, могут раствориться в чиновничьих кабинетах. А там все будет опять «размыто», «прокомментировано» и «дополнено» бесконечными инструкциями и подзаконными документами. Пример? Пожалуйста. Унитарным частным предприятиям разрешили в качестве юридического адреса предоставлять адрес проживания самого учредителя. Понятно, что это простая формальность. Никто в свою квартиру не потащит токарные станки и не откроет пункт приема стеклотары на десятом этаже. В мире целые могущественные концерны зарегистрированы по адресу почтового абонентского ящика в местном почтовом отделении. Только вот стоимость коммунальных услуг сразу вырастает в полтора­два раза. Собственно, а что случилось после регистрации частного предприятия по адресу учредителя? Может, поднялась температура воды в кране, а может, батареи потеплели в два раза, или дети новоявленного предпринимателя стали в разы чаще пользоваться канализацией? По сути это не что иное, как косвенный налог на малый бизнес.

Еще примеры? Система отчетности взяла курс на упрощение — это экономит рабочее время. Но как же все­таки много его уходит на составление разного рода отчетностей и замаскированных под них обязательных документов! Если взять каждое отдельное ведомство, то дело обстоит вроде бы неплохо. Но давайте посмотрим на цельную картину глазами отдельного малого предпринимателя.

С налоговой инспекцией общаться стало проще. Правда, совершенно не понятно, почему предприниматель должен заплатить налоговой инспекции за предоставление права по электронному декларированию доходов. Ведь не берет с предпринимателя денег банк за примитивную компьютерную программулечку по составлению платежных документов. А как иначе, ведь банку самому так проще работать с клиентами. Налогоплательщик тоже клиент, но по уплате налогов государству.

В фонд социальной защиты населения с визитом — раз в квартал. Терпимо.

«Белгосстрах» требует доставить сведения на дом, чтобы удобнее было ему же оказать услуги клиентам­предпринимателям. Уже странно. Но хотя бы не слишком час­то — один раз в полгода. Правда, ехать нужно аж в Малиновку. Только там у монополиста офис. Вы эти очереди видели? Если нет, загляните туда в последние несколько дней до окончания отчетного периода. Возьмите зонты, потеплее оденьтесь — стоять придется на улице и в снег, и в дождь, и в мороз. Всем плевать на ваше время и здоровье. А ведь страхуют здесь именно на случай профессио­нальных заболеваний.

Общие отчеты в статистическое управление отвозим только раз в год. И это можно пережить. Но когда вам удалось заработать сумму более 1.000 у.е., то милости просим немедленно отчитаться еще раз  тоже только в одном месте столицы. 

Если у вас есть особенности ведения бизнеса, будьте любезны предоставить сведения по своему ведомству. Абсолютно все рекорды побили мероприятия по организации охраны труда — одна из лучших находок по убийству чужого времени. Независимо от того, сколько человек работает на вашем предприятии, вы должны выполнить не менее семнадцати пунктов инструкции и вести при этом 13 (!) журналов инструктажа! Последний пункт этого списка заканчивается формулировкой: «…журнал учета выдачи инструкций и мн. др.» Это цитата! Можно только представить себе, какой оперативный простор для чиновника скрывается за «и мн. др.». Отчетность в данном случае заменена на слова «необходимо информировать». Может, на крупном заводе или стройке нужно именно так. Однако какое это имеет отношение к огромному количеству предприятий малого бизнеса, где люди работают в основном головой?.. Вот так поддержали! Уж мы как­нибудь сами, без такой вот поддержки защитим себя, сидя за своим собственным письменным столом. Тем более, что все уже застраховались в обязательном порядке. Представляете, сколько тысяч чиновников нужно нанять государству, чтобы в очередной раз всех как следует проконтролировать и оштрафовать? Не лучше ли направить все эти миллиарды народных денег на развитие самой системы охраны труда? Тогда и штрафовать будет не за что. А если решили исполнить указания руководства страны по улучшению безопасности нашего труда, то меняйте свои белые воротнички на рабочие спецовки — и в цех на завод. Зачем бродить по чистеньким офисам, где самую большую угрозу представляет дырокол, которым подшивают составленные для вас же отчеты?..

Как только запретили терзать бизнесменов нескончаемыми проверками, всех начали заставлять являться с отчетами, сведениями и информационными письмами. Все это в обязательном порядке и под угрозой штрафов. Каждое письмо мелкого клерка пестрит формулировками «вы обязаны», «вам надлежит», «вам требуется».

Если это и есть ваша помощь нашему малому бизнесу, то, может, получится вовсе без вас? Ну ведь учили все в школе басню Кондрата Крапивы «Дзед i Баба». Кто забыл, тому стоит перечитать еще разок. Полезно, это наша классика.