Известный белорусский драматург Андрей Курейчик на днях завершил работу над сценарием молодежной комедии для Голливуда и поставил спектакль в Минске. В беседе с нашим корреспондентом автор коммерчески успешных фильмов «Любовь-морковь» и соавтор новогодней комедии «Елки» рассказал, как создает сценарии, почему трудно жить в США и что должно случиться, чтобы Курейчик уехал на ПМЖ за границу
Любовно-морковные страдания
— Андрей, вы закончили работу над сценарием фильма, который снимут в Голливуде. Как ощущение, он будет иметь успех?
— Сценарий молодежной комедии, которая по сюжету отдаленно напоминает роман Михаила Булгакова «Собачье сердце», уже написан. Но требования Голливуда высоки, поэтому уже не раз приходилось переписывать некоторые игровые сцены. Сюжет американского продюсера устраивает. В этой истории есть и невероятные превращения, и удивительное животное, которое вдруг, ворвавшись в жизнь героев, начинает разрушать ее. Признаться, когда у меня идет сдача работы, это самый страшный период. В один момент перестаю понимать — хороший сценарий или плохой. И так всегда. Для тех же «Елок» я готовил небольшую по объему часть сценария, но переделывал ее пять раз. А «Любовь-морковь» — больше семи.
— Переписывать приходилось весь сценарий целиком?
— Представьте, что в итоге я смог предложить продюсерам семь разных сюжетов, но с одним названием — «Любовь-морковь». Например, в черновом варианте второй части «Моркови» четыре героя (дети и взрослые) и еще два бандита оказываются в одной тюремной камере. И дальше происходит хаотичная смена личностей и переселение душ. В какой-то момент маленькая девочка превращается в бандита и начинает говорить по «фене», а мальчик становится собакой. А теперь вообразите, что каждого из шестерых превращенных вызывает следователь. По моему сценарию он едва не свихнулся… Но режиссер сказал, что снять такую сцену просто невозможно.
В итоге мы создали семейное кино, продюсер заработал хорошие деньги. А вот в создании третьей части картины я уже не принимал участия. Ее писали, когда я был в Америке. Будет интересно увидеть, что получилось.
— Когда пишете сценарии, с кем-нибудь советуетесь?
— Вообще ни с кем не советуюсь! Понимаю: сколько людей — столько и мнений. И если под каждого человека чуть-чуть подстраиваться, прислушиваться, то можно потерять себя. Лучше сначала сделать, а потом уже кого-то послушать.
— А сколько клавиатур вы уже сломали?
— Для написания сценариев я использую ноутбук, поэтому компьютерных клавиатур не ломаю. Но в силу разных причин, в том числе многочисленных поездок, сейчас работаю уже на шестом лэптопе.
Не нужен нам берег заморский?
— Андрей, наверное, тяжело быть все время в разъездах, когда дома подрастает сын?
— С каждым годом становится все тяжелей. Тем более в семье скоро будет пополнение, не оставлять же все на жену! Поэтому я уже подошел к тому этапу, когда мне хотелось бы больше работать на родине, дома. Мне есть что предложить Беларуси: театральные и драматургические проекты, есть серьезные кинематографические задумки. Ну а если ничего не получится, буду вынужден переезжать…
— А я читал, что вы большой патриот и свою дальнейшую жизнь связываете только, с Минском.
— Вот я и уверен, что у меня все получится! Не хочу переезжать, мне здесь очень комфортно с точки зрения и общения, и условий жизни. Но хотелось бы, чтобы белорусское общество стало более дискуссионным. Порой скрытность соотечественников раздражает. Но и за морями жизнь не сахар. Знаю многих людей, которые несчастливы в эмиграции, в той же Америке. И они с радостью возвращаются домой.
— И как собираетесь покорять минчан, чем станете удивлять публику?
— У меня грядет несколько хороших событий. В марте на телеканале «Россия» премьера российско-французского фильма «Три Жизели» по моему сценарию. Лента основана на реальных событиях: француженка влюбилась в русского солдата и приехала за ним в Россию. В главной роли снялась французская актриса Джудит Девис — молодая, но уже очень популярная на родине. Картину снимали в Париже, Нормандии и Ярославле.
А в театре у меня идет проект «Курейчик.Live». При поддержке Современного художественного театра накануне прошла читка пьесы «Тайные встречи СД и ПП». Слушать то, что говорит в пьесе Сальвадор Дали (СД), а там есть выдержки из его дневников, для белорусского человека — серьезное интеллектуальное испытание. То же самое можно сказать и про Пабло Пикассо (ПП). Думаю, многих пьеса шокирует, а других побудит стать ярче. Кстати, на ее премьере отпраздновал свой день рождения (14 января) в компании друзей и театралов.
— Вы любите свой день рождения?
— Последние лет пять я не мог подобрать правильный способ празднования, но вот прошлый, юбилейный, мне понравился. Сначала был показ спектакля, а потом встреча с друзьями. Это похоже на творческий отчет — важный этап, который помогает идти дальше.
Вива Лас-Вегас
— Расскажите о жизни в Америке, хотя бы пару эпизодов из вашей заокеанской жизни…
— Запомнилось, что люди в США могут жить, месяцами не контактируя друг с другом. Они все делают по Интернету: заказывают еду, работают, смотрят фильмы и спектакли. В жизнь другого не вмешиваются — плати налоги, и никто тебя не будет трогать.
Тот же Лос-Анджелес полностью состоит из частных домов. Почти вся Америка — одноэтажная. Небоскребы, которые нам показывают в фильмах, это «сити», где расположены банки, страховые компании и бизнес-центры. А еще мне очень понравился Лас-Вегас. Этот город никогда не спит и всегда веселится. Там всем плевать на все: на политику, экономику, даже на экологию. Их интересует только веселье. Вегас создан для этого! А вокруг — опасная пустыня, где смерть, жара и змеи…
— А с кем-нибудь из знаменитостей пересекались?
— Как говорят, шапочно общался со Стивом Гуттенбергом, который сыграл курсанта Кэри Махони в легендарном фильме «Полицейская академия». Видел Энтони Хопкинса, общался со сценаристом, который написал историю «Моя прекрасная няня».