Деловой завтрак

Классика жанра

В театре оперы и балета сегодня премьера «Снегурочки». К выходу на сцену готовятся «Сильфида», «Аида» и «Шахерезада». О том, каких событий ждать ценителям высокого искусства, рассказал генеральный директор Большого Владимир Гридюшко

— После реконструкции Национального академического Большого театра оперы и балета прошло почти два года. Зрители продолжают ходить «на ремонт» или случайная публика уже отсеялась?

— Одно дело слушать оперу в Доме офицеров, где временно шли спектакли, и совсем другое — в зрительном зале Большого. Тут для этого создан соответствующий антураж. Для тех, кому интересно посмотреть только здание, проводят экс­курсии. А для молодоженов есть услуга — фотосессия в театре.

— За кулисы во время экскурсии можно попасть?

— Нет, это производственная зона. Сюда зрителям нельзя.

— В сентябре цены на билеты выросли. Искусство оперы и балета остается доступным?

— В течение двух лет стоимость билетов вообще не менялась. Поэтому подорожание должно было прои­зойти. В театре более 1.000 сотрудников. Да и само здание требует огромных вложений. Я уже не говорю о расходах на новые постановки и гастроли. Если бы не государственные дотации, билеты стоили бы запредельно. А так средняя цена на премьеру около 30 тысяч рублей. На спектакль, который в репертуаре не первый год, — 20 тысяч. Но есть и социальные цены — 8-10 тысяч.

— Опера и балет — искусство дорогое. Очевидно, государст­венный театр должен где-то искать дополнительные средства, чтобы развиваться, а значит, быть интересным зрителю. Насколько крупные компании заинтересованы в поддержке артистов?

— Пока белорусское искусство находится на зачаточной стадии развития отношений с бизнесом. Тем не менее Минский международный рождественский оперный форум был организован без государственных субсидий и дотаций. Помогли партнеры — крупные компании. Естественно, они тратят день­ги не потому, что они у них лишние. Поддержка искусства — это имиджевая акция. Быть причаст­ным к успеху всегда престижно.

— Оперный форум будет проводиться ежегодно?

— Планируется, что да. Театр уже работает над программой следующего. Готовим и другие крупные проекты. В конце июня состоятся «Вечера белорусской оперы и балета в замке Радзивиллов». Впервые они проходили минувшим летом. Во внутреннем дворике несвижского замка под открытым небом был установлен партер на 1.000 мест. Акустика потрясающая, ни одного микрофона не понадобилось.

Примерно в это же время в Минске планируется впервые провести фестиваль балетного искусства. Свои спектакли покажет не только наш театр. Надеемся, что приедут Нина Ананиашвили и Тбилисский государственный театр оперы и балета, санкт-петербургский театр балета Бориса Эйфмана, Раду Поклитару и «Киев модерн-балет». Балетный форум продлится около двух недель.

— Что репетирует Большой?

— Сегодня премьера оперы «Снегурочка». На март запланирована премьера балета «Сильфида». На май — опера «Аида». Народный артист России режиссер-постановщик Андрис Лиепа принял предложение поставить в Минске спектакль «Шахерезада». Премьера намечена на ноябрь нынешнего года.

— Вы занимали пост заместителя министра культуры, имеете опыт дипломатической работы, сейчас руководите театром. Работа в Большом как-то сказывается на вас лично? Например, на музыкальных пристрастиях?

— Каждый человек всегда должен оставаться собой независимо от того, какую работу выполняет. Безусловно, общение с творческими людьми обогащает. Сейчас практически не бываю на эстрадных концертах. Но не потому, что не воспринимаю эстраду. Там есть талантливые исполнители. Просто времени нет. Стараюсь больше находиться в театре. Если вечером и иду на концерт или спектакль, то это опера либо балет.

* За год театр оперы и балета реализует около 260 тысяч билетов. Примерно 10 процентов от общего числа зрителей — туристы из регионов Беларуси и других стран. Есть и своя публика, которая бывает на всех премьерах.