Почему будущие дипломаты, управленцы, таможенники, журналисты и правоведы должны проходить профессионально-психологическое собеседование
Что представляет собой это испытание? Наш корреспондент побеседовала с ответственным секретарем специально созданной комиссии в Белорусском государственном университете, деканом факультета доуниверситетского образования Вячеславом Молофеевым:
— Многие считают собеседование экзаменом, с той лишь разницей, что не выставляется балл. На самом деле это индивидуальная беседа комиссии с абитуриентом. Цель разговора — выяснить, насколько осознанно девушки и юноши выбирают ту или иную профессию.
— То есть на собеседовании надо впечатлить комиссию. «Выбираю эту профессию, потому что…» По сути, подготовиться к устному выступлению. А если абитуриент растерялся, что тогда?
— Собеседование проходит в доброжелательной обстановке. Только не нужно изображать оратора, артиста или клоуна. Надо быть самим собой и нацелиться на серьезный разговор. Абитуриентов могут спросить не только о мотивах выбора профессии, но и о том, какую роль в государстве играет Конституция, попросят рассказать о наиболее важных событиях в истории страны, органах государственной власти… Важны личностные, деловые качества, способности, эрудиция молодых людей. Предстоит выяснить, каковы их интересы, участвуют ли они в общественной жизни.
Разговор с каждым длится примерно 15 минут. В итоге комиссия выносит вердикт: абитуриент рекомендован к участию в конкурсе по выбранной специальности или же нет.
— Вячеслав Михайлович, когда был введен такой отбор?
— В 2008 году.
— Что послужило причиной?
— Специальности, по которым ведется собеседование, связаны с госуправлением. Понятно, что здесь нужны серьезно настроенные абитуриенты, которые знают, чего хотят добиться в жизни. А не так, что выпускник выбирает стезю юриста, потому что этого захотели папа с мамой. Или же кто-то идет обучаться таможенному делу за компанию с друзьями. А что потом? Не секрет, что большой процент выпускников вузов не работают по специальности. Государство затрачивает огромные средства на обучение. Но, увы, значительная часть молодежи нередко поступает на престижные профессии ради формального получения диплома.
— Вам не кажется, что профессионально диагностировать абитуриентов нужно бы и по другим специальностям? Скажем, будущих учителей и медиков, ведь они работают с людьми.
— Полагаю, это дело времени.
— Скажите, на собеседовании внешние данные, дикция учитываются?
— Нет. Это не творческий конкурс.
— Кто в составе комиссий?
— Сотрудники Минюста, Верховного суда, Генеральной прокуратуры, Таможенного комитета, Министерства информации, деканы факультетов, представители выпускающих кафедр и кафедры психологии. В Белгосуниверситете созданы и будут работать 15 комиссий. В каждой по пять-шесть человек.
— Готовятся ли к собеседованию тесты? Они засекречены?
— Письменных заданий нет. Но психологи тестируют абитуриентов устно. В частности, определяют коммуникативную компетентность. К примеру, задают вопрос: можно ли в споре найти такое решение, которое бы удовлетворило всех? Моделируя различные жизненные ситуации, выявляют особенности эмоционально-поведенческой сферы претендентов.
— Вячеслав Михайлович, кто, согласно имеющемуся опыту, не проходит собеседование?
— Недоумение у комиссии вызывали, к примеру, абитуриенты, для которых события годов Великой Отечественной войны оказывались за семью печатями. Кто-то пришел на собеседование, не протрезвев. После подобных казусов резюме: подумайте о другой специальности. Справку с отметкой «не рекомендуем к участию в конкурсе» в прошлом году получили 6 человек, а в позапрошлом — 20. И это из 3,5 тысячи претендентов на студенческий билет.
Что самое удивительное, около 15 процентов зарегистрированных обычно не приходят на собеседование. Тоже отсев. Абитуриенты еще до начала испытаний поняли, что не в свои сани сели.
— Бывают жалобы?
— Нет. Но нередко в летнюю вступительную кампанию приемную комиссию атакуют абитуриенты, которые хотят получить второе высшее образование по указанным специальностям. Мол, не знали, что надо пройти собеседование. Но, увы, уже поздно что-либо изменить.
— До конца марта абитуриенты регистрируются. А если кто-то решил попытать счастья в двух или даже трех местах?
— Автоматизированная система учета тут же выявляет двойников. Их не наказываем. Разрешаем пройти собеседование в вузе, где они сначала зарегистрировались.