В нашем городе вся территория поделена и закреплена: за коммунальными службами, предприятиями различных форм собственности и просто отдельными гражданами. Казалось бы, такое распределение должно обеспечить полный и повсеместный порядок, но…
Большой и очень хороший торгово-развлекательный комплекс «Экспобел» и его наиболее востребованная у горожан часть магазин Bigzz, что сразу за кольцевой на севере столицы. Тысячи и тысячи, как принято писать в рекламных буклетах, горожан и гостей Минска ежедневно устремляются сюда за покупками и развлечениями. И преимущественно на собственных авто. Комплекс, собственно, и создавался под таких клиентов, что предпочитают производить покупки редко, но метко. Один раз и про запас. И все, кто приезжал сюда — хоть в нынешнем году, хоть в прошлом или даже позапрошлом, — знают и соврать не дадут: удовольствие от шопинга и радость от приобретений способны исчезнуть мгновенно и навсегда на коротком участке дороги. Это продолжение улицы Мирошниченко за кольцевой автодорогой вдоль торгового центра. Единственный, по сути, путь для въезда и выезда на его территорию. Кто был — знает, в каких именно словах и выражениях упоминал он тот отрезок пути. Его и асфальтированным назвать-то нельзя! Яма на яме. Прощай, подвеска, навсегда! А мне вспоминается, как еще год… нет, пожалуй, два тому назад наш корреспондент из отдела городского хозяйства намеревался отобразить мытарства автомобилистов на этом участке дороги. Выяснил, что отвечает за него ремонтно-дорожная служба Минского района. Почему не могут привести его в порядок? Сейчас уже не вспомню аргументы, да и не в них дело. Потому как дорога есть, хозяин у нее есть, а здоровенную яму, что у самых ворот на подъезде к комплексу, заделать некому. У «Ремавтодора» прямо сейчас нет финансовых возможностей для производства здесь необходимых работ? Причина уважительная. А владельцам торгового комплекса — большого и хорошего — неужели безразлично состояние ведущей к их объекту дороги? Никогда не поверю, что у них нет средств на то, чтобы клиент был доволен и снова порадовал своим визитом. Скорее, нет желания и чувства хозяина, рачительного и дальновидного. Ведь всего и усилий — заказать у того же районного «Ремавтодора» пару машин горячего асфальта, один каток средней тяжести да тройку рабочих, — и проблема исчезает, как утренний туман.
Или рассчитывают, что клиент все равно приедет? Медленно, чертыхаясь, но приедет? Возможно, так оно и есть. Центров такого уровня в Минске пока немного, и покупатель, стесненный в выборе, так или иначе со своим рублем сюда пожалует. Но ведь это пока. Строится город, и все больше в нем магазинов — больших и хороших. С удобными, ровными подъездными путями. Их владельцы с дорогой душой и распростертыми объятиями встретят покупателя, ранее влетевшего на своем авто в заполненную талой водой яму у ворот конкурентов.
Чувство хозяина, оно по-разному проявляется. Взять хотя бы коммунальные службы города. Они в ответе за порядок на закрепленной территории: ЖЭС — во дворах, предприятия зеленого строительства — в парках и на газонах, ремонтно-дорожные — на проезжей части. И все в общем и целом справляются. Не случайно у Минска слава чистого, зеленого, благоустроенного города. А вот как это делается… Тут порой до смешного доходит. Есть в столице известная проблема: брошенные, бесхозные авто. Стоят они преимущественно во дворах жилых кварталов. Стоят и занимают дефицитные парковочные места. Стоят и своим видом директорам ЖЭС настроение портят. Потому как ЖЭС обязан владельца сыскать и уговорить избавиться от бесполезного металла. А если этого самого владельца нет нигде? Тогда избавляться от груды железа, когда-то называвшегося машиной, приходится силами и средствами вверенного предприятия. Процедура довольно хлопотная и затратная: нужно заказать погрузчик и грузовик и за город автохлам вывезти. Точнее, оплатить эту работу. А можно проще и дешевле. Специалист городской дорожно-ремонтной службы в беседе не под диктофон как-то раскрыл мне незамысловатый механизм действий. Всего-то трудов — подцепить автоутиль к вполне рабочей машине и перетащить на проезжую часть любой столичной трассы. И аккуратненько припарковать у обочины. Желательно подальше от вверенной территории. Все. Теперь пусть у «Ремавтодора» голова болит, как от него избавиться.
Такие вот бывают нюансы хозяйственной деятельности в нашем городе. Мне же думается, при таком подходе ни ямы на столичных дорогах, ни хлам из наших дворов не исчезнут никогда. Разве нет?