Даже отличное знание законов зачастую не избавляет от маленького искушения. А какое большое искушение — решать свои проблемы за чужой счет! Устоит не каждый
Позвонили нам две пенсионерки, которые живут на столичной улице Кольцова. Прислал им родной ЖЭС платежку, а в ней — счет за ремонт подъезда. Сгоряча уплатили гражданочки немалую для них сумму, но потом опомнились и возмутились. Да что же это такое, договоров они никаких не подписывали, в опросном листе, который настойчиво подсовывала мастер участка, написали, что они против решения вопроса за их счет. Ну что ж, попробуем помочь пенсионеркам разобраться…
Все выше и выше по иерархической лестнице поднимается обсуждение простейшего вопроса. Вот диспетчер ЖЭС пытается объяснить ситуацию. Не получилось. Потому как ничего не знает она по конкретному вопросу. Говорит, что человек маленький. Собственно, почему? Очень даже общительный и спокойный сотрудник на своем рабочем месте. Ну что ж, обратиться с вопросом к мастеру будет в самый раз. Ни большой начальник, ни маленький. Но разговор как-то сразу не заладился. Дескать, чувствует себя сотрудница ЖЭС неуютно, как на допросе, когда ей вопросы задают. Бросила трубку телефонную разлюбезная служащая, не стала даже и разговаривать. А то «звонют-звонют» тут всякие журналисты столичные, мешают работать. От жильцов покоя нет, а тут еще и эти лезут не в свои сани. Расскажи да поясни. Сами должны знать!
Ладно, не получается у специалистов широкого профиля прояснить ситуацию — обратимся к узким специалистам. Позвонили в расчетно-справочный центр. Мимо: не наш, говорят, вопрос, что нам прислали из ЖЭС, то мы и начислили. Ладно, пойдем дальше. Юристы уж точно должны знать. Тем более если это специалисты того самого расчетно-справочного центра. Сначала довелось поговорить с обладательницей очаровательного голоса. Хорошо так поговорили, просто настроение поднялось. Только опять безрезультатно. Дала она телефон своего начальника. Милейший, судя по всему, человек. Но и от него толку не добились. То ли можно так поступать с жильцами, то ли нет? Правда, свою личную позицию он обозначил четко. Лучше, говорит, жить в чистых подъездах, чем в грязных. А кто, собственно, против? По сути вопроса опять ничего, холостой выстрел. Но телефончик руководителя из вышестоящей организации любезно продиктовал. Пообщайтесь, говорит, с кем повыше. Эх, была не была! Позвоним начальнику самого ЖРЭО. Ох, какой деловой человек. Все по полочкам сразу разложил. Дескать, можно теперь с жильцами на паях подъезды ремонтировать, 50 на 50. А куда же тогда деваются денежки из жировок? Но на этот вопрос и вопрос о правомочности действий руководства ЖЭС так ничего и не сказал. Поговорили о высокой эстетике коммунального быта и решении глобальных жилищно-коммунальных вопросов в масштабах столицы. Что мелочиться и о пенсионерке отдельно взятой рассуждать?.. Впечатление от беседы осталось сильное. Разбирается человек, глубоко копает, ничего не скажешь. Решили на завтра разговор перенести. Что день грядущий нам готовит? А ничего нового. Рассказал нам чиновник, что он только выполняет приказы своего начальства, но по существу вопроса ничего, как водится, не пояснил. Культурненько послал нас… в городское объединение ЖКХ. Во как вопрос поднялся высоко! Ладно, послал, так послал. Будем отвлекать от работы начальство, раз подчиненные не смогли дать ответ.
Все оказалось просто до смешного. Подобные услуги оказывать жильцам можно исключительно на основании заключенных двусторонних договоров. Эту точку в разговоре поставил начальник производственного отдела Государственного объединения «Минское городское жилищное хозяйство» Геннадий Михайлович Мисуно. Кстати, быстро, по-деловому, без лишнего пафоса и волокиты.
Может (и наверняка так!), и хорошее это дело, привлекать средства жителей к ремонту подъездов и содержанию дворов. Только аргументы должно находить убедительные. А не действовать в приказном порядке. Есть подозрения, что очередной ЖЭС банально не выполнил план по оказанию услуг населению, вот и придумал удобный для себя выход из ситуации.
Не думаю, что так уж нравится столичным пенсионеркам, позвонившим к нам в редакцию, замызганный подъезд и неубранный двор. Только, видать, надоело им за долгую жизнь, что кто-то опять напористо действует, беспардонно присвоив себе право распоряжаться их совсем не богатым бюджетом. Платите, бабушки, и помалкивайте! Перефразируя классика — коммунальная разруха начинается там, где заканчивается уважение к отдельно взятому человеку, а точнее сказать, появляется повышенный интерес к чужому, отдельно взятому кошельку… без согласия его владельца.
В общем, пришлось ЖЭС деньги бабушкам возвращать и извинения приносить.