Кому предназначены путевки в белорусские санатории?
Колоссальный спрос иностранцев на путевки в белорусские санатории — уже традиция. Да, есть у нас чем гостей порадовать: чудесная природа, крепкая медицинская база, чуткое обслуживание с разнообразием процедур — и все за небольшие по зарубежным меркам деньги. Вот и едут к нам отдохнуть и подлечиться из России, Литвы, Латвии, Эстонии и Израиля.
Нам такое внимание туристов приятно и выгодно: иностранец за путевку в санаторий платит примерно на 30 процентов больше, чем белорус. Приехав, скорее всего, закажет дополнительные платные процедуры, съездит на экскурсии, сувениров накупит, в конце концов. А санаторий на полученные средства сможет ремонт вовремя сделать, оборудование нужное закупить. И это, конечно, правильно и хорошо. Только вот все чаще жалуются белорусы, что им самим путевок в здравницу не достать: мол, в турфирмах говорят — все давно россиянами раскуплено.
Так ли это? Корреспондент попыталась забронировать на лето путевку на четверых: для себя с мужем и для знакомой пары из России.
Звоню в частные турфирмы.
— На весну кое-что есть, а вот на лето и начало сентября путевки уже забронированы, — слышу в ответ. — Зимой надо было звонить.
Обзвонив около пяти организаций, что-то дельное услышала только в ГУ «Центр по санаторно-курортной работе «ЦентрКурорт».
— На лето все расписано, — сказали мне. — Впрочем, есть путевка на 14 дней, с 30 мая по 12 июня, в санаторий «Боровое» в Витебской области. Место хорошее, там свои минеральные источники, массажи, ванны, SPA, четырехразовое питание. Двухместный однокомнатный номер на 14 дней будет стоить 3.373.000 рублей, вашим друзьям из России — 4.604.320. Еще до 22 мая свободен трехкомнатный коттедж в санатории «Сосны» у озера Нарочь. Заезды с 23 апреля, на 12 дней. Сутки для белоруса обойдутся в 135.370 рублей, для россиянина 194.170. Питание по принципу шведского стола.
Славно, даже выбор какой-никакой есть. Только май и начало июня для нас вариант не очень удобный, ведь в эти месяцы в Беларуси еще не особо тепло.
В УП «Автоматизированные технологии туризма» со мной разговаривать не могут — уже в 9 утра у них полно клиентов.
— На сайте sanatorii.by открывайте вкладку «Наличие мест» и выбирайте, — скороговоркой отвечает девушка и бросает трубку.
Вкладка «Наличие мест» на сайте действительно есть и представляет собой таблицу с графами всех цветов светофора. Почти везде летние месяцы закрашены красным, что означает: бронирование закрыто. Выписав названия нескольких «свободных» санаториев, вновь перезваниваю. Сразу же прошу забронировать путевку на четверых в одну из лучших белорусских здравниц «Радон»: в таблице значится, что с 22 августа бронирование открыто — какая удача! Но не тут-то было…
— Могу забронировать места для ваших российских друзей, для вас нет, — извиняются на другом конце провода.
— Чем же мы хуже россиян? — не понимаю я.
— Не хуже, — собеседница старательно подыскивает слова. — Просто с санаторием у нас заключен договор, по которому они предоставляют нам путевки только на условии, что мы не будем продавать их белорусам. Но вы не волнуйтесь, это касается только «Радона». Выберите другое место или позвоните в сам «Радон» — может, они вам забронируют путевку.
— В остальных бронирование уже закрыто…
— Звонить надо было еще в декабре-январе. Но вы можете оставить заявку на резервную очередь. Если появится отказная путевка в выбранный вами санаторий, мы вам перезвоним.
Что ж, выходит, в лучшие белорусские санатории этим летом уже не попасть. Вероятно, россияне поступают умнее, бронируя места еще зимой. Но ситуация с переборчивым «Радоном» мне все же непонятна — туда и звоню. Из четырех известных мне телефонов санатория не отвечает ни один. Обращаюсь в ОАО «Белагроздравница», в чьем распоряжении находятся 8 санаториев, в том числе «Радон».
— В турфирме что-то напутали, — уверяет заместитель генерального директора «Белагроздравницы» Николай Скок. — В бронировании мы никому не отказываем. Наоборот, всегда рады принимать наших пенсионеров и трудящихся.
И хочется верить Николаю Ивановичу, но путевку в «Радон» я так и не получила: вроде она есть, а вроде и нет…
Полина БЫЛИНСКАЯ