Городское хозяйство

Улицы разбитых остановок

В Минске более 1.700 остановок, оборудованных навесами. И хоть эти конструкции созданы для удобства горожан, некоторые жители столицы продолжают вести с ними войну

Пострадавший навес

Те, кто пользуется услугами общественного транспорта, не могут не обращать внимания на внешний вид остановок. Допустим, к исцарапанным стенам навесов на остановках все уже привыкли, и большинство попросту не замечает художеств вандалов. Но выбитые стекла на остановочных пунктах люди в прямом смысле чувствуют кожей. Особенно в дождь или сильный ветер.

Минчанин Александр Лейко, обеспокоенный состоянием остановочных пунктов на улицах Карбышева и Калиновского, написал письмо в Мингорисполком.

— Что ни остановка — без стекол! — сетует горожанин.

Корреспонденты отправились по указанным адресам, чтобы свои­ми глазами посмотреть на жертвы вандалов и оценить масштаб катастрофы. Итог поездки был неожиданным: после тщательного осмотра каждой остановки на обеих улицах, указанных Александром Лейко, удалось обнаружить два навеса, где часть стекол отсутствовала. Как оказалось, самые деструктивные пассажиры ожидают транспорта на остановках «Кинотеатр «Вильнюс» в обоих направлениях. И если остановочный пункт, расположенный на стороне, где раньше был кинотеатр, лишился только одного стекла, то аналогичная конструкция через дорогу чем-то напоминает шахматную доску: участки, где стекла отсутствуют, — черные поля, где еще целые — белые.

Возник закономерный вопрос: чем вызвано несоответствие того, что сообщил в письме горожанин, тому, что мы увидели, приехав на место? Ответить на него попытались в УП «Ремавтодор Первомайского района».

— Мы постоянно следим за состоянием остановочных пунктов. Если где-то выбивают стекло, вставляем новое в течение недели, — объяснила дежурный мастер УП «Ремавтодор Первомайского района» Екатерина Шарко. — Улицы Калиновского и Карбышева особых хлопот не доставляют. Время от времени, конечно, там разбивают стекла, но не чаще, чем в других жилых районах Первомайского. Един­ственный проблемный участок в этом квартале — пересечение улиц Седых и Карбышева. Там рядом водохранилище, где отдыхает молодежь. Остановки, которые находятся возле этого водоема, чаще других страдают от рук вандалов. Но мы не допускаем, чтобы навесы оставались без стекол. Чиним в кратчайшие сроки.

Кто-то лечит, а кто-то…

Противостояние между «Горремавтодором» и крушителями остановок не прекращается ни на миг. Работники предприятия в каждом районе проводят ежедневный мониторинг всех навесов, выявляют порчу и чинят. Пока приводят в порядок одни остановки, вандалы уродуют другие. В итоге получается замкнутый круг. Поставить возле каждого навеса охранника невозможно, но «Горремавтодор» все-таки пытается защитить навесы. В частности, с помощью сотрудников районных РУВД.

— Схватить вандала за руку удается нечасто, но если милиция задерживает хулигана, то он несет административное наказание. Кроме того, оплачивает ремонт навеса, который сломал, — поясняет заместитель генерального директора ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома» Анатолий Жамоздик.

Чтобы хоть как-то уберечь конст­рукции от хулиганов, которые находят своей силе такое недостойное применение, на некоторых остановках стекло заменяют металлическими экранами.

— Это так называемые антивандальные остановки, — рассказывает Анатолий Жамоздик. — Их оборудуют на остановочных пунк­тах, которые чаще всего страдают от рук вандалов. Как правило, в металл одеваем павильоны, расположенные в удалении от центра города. Все образцы навесов, установленных в столице, утверждены комитетом архитектуры Мингор­исполкома, так что их внешний вид соответствует стандартам.

На балансе ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома» находятся 1.764 остановки общественного транспорта. На 1.710 из них установлены навесы. Остальные 54 не могут быть оборудованы такими конструкциями по нормативам.

Во время месячника по благоуст­ройству и озеленению территории работники «Горремавтодора» не обделили вниманием ни одну из остановок: покрасили, вымыли, стерли художества вандалов и вставили новые стекла на место разбитых. Надолго ли хватит ремонта, загадывать трудно. Работники «Горремавтодора», конечно, будут продолжать ремонтировать растерзанные навесы, однако каждому минчанину неплохо бы задуматься о том, что на это тратятся деньги, которые могли бы пригодиться, например, для ремонта дорог…