Дорога к храму

К высокой степени безумства

Добровольно стать нищим, бездомным, сумасшедшим — но зачем?! Христа ради

Василий Блаженный жил во времена Ивана Грозного. Родился в обычной семье и думал стать сапожником. Но… В шестнадцать лет решился на совершенно особый подвиг — юродство Христа ради. Ушел из родительского дома, причем не в монастырь, а в многолюдную Москву. Тем самым показывая, что отнюдь не место спасает человека. Не носил одежды, не имел своего угла, какого-либо дохода для жизни. Ходил в цепях, голодал.
Странными были и поступки Василия: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били его, а он с радостью благодарил Бога. Потом оказывалось, что калачи испечены с вредными примесями, а квас прокис. Обычные люди все понимали и начинали уважать Василия. В нем видели человека Божьего.

Всю жизнь он выводил на чистую воду лжецов и лицемеров. Современники отмечали: это был чуть ли не единственный человек, которого боялся сам царь. Грозный чтил Василия «как провидца сердец и мыслей».

Проповедуя милосердие, блаженный поддерживал тех, кому на самом деле была нужна помощь, независимо от их общественного положения. Так, он помог купцу, который все потерял, но стеснялся попросить подаяния. При этом Василий сурово осуждал дававших милостыню с корыстными целями — думающих таким образом получить благословение Божье на свои дела. Ради спасения ближних блаженный заходил даже в корчмы, где в самых опустившихся людях пытался увидеть зерно добра, поддержать их лаской, ободрить.

Несмотря на лишения, святой прожил долгую жизнь и скончался 88-летним. На погребение собрался весь город, а тело несли сам царь и бояре. Похоронили Василия около Троицкого храма на Рву, где вскоре был построен Покровский собор. Много исцелений и чудес происходило у гроба святого. Почитание его было таким сильным, что Покровский собор стали называть храмом Василия Блаженного.

Ксения Петербургская рано вышла замуж. Но недолгим оказалось счастье — в 26 лет овдовела. Причем горячо любимый человек умер внезапно, без христианского приготовления. Ксения раздала все, что у нее было, оделась в мужское платье в память о супруге и ушла жить на улицу.

Ее странный костюм, ее кротость и незлобие давали повод окружающим, особенно детям, поглумиться над ней, но юродивая терпеливо все переносила. Мало-помалу к ней привыкли. Предлагали помощь, одежду, но она от всего отказывалась. Получив милостыню, тут же отдавала ее таким же беднякам.

Долгое время никто не знал, где Ксения ночует. Полиции это казалось подозрительным. Каким же было удивление городовых, когда, проследив, увидели, что ночи напролет она молится в поле на коленях. В любую погоду. Однажды рабочие, строившие один из храмов Петербурга, заметили, что кто-то носит кирпич по ночам на самый верх (кранов-то не было). А это делала блаженная, тем самым участвуя в возведении дома Божьего.

За великое смирение Бог прославил Ксению еще при жизни. Она получила дар видеть будущее. Кроме того, люди заметили: на тех из них, кто помогает или общается с Ксенией, нисходит особая Божья милость, что проявляется в благополучии и успехах.

После смерти Ксения не забыла нас. По молитвам к ней в семьях водворяется нарушенный мир, нуждающиеся получают просимое.

Матрона Московская почти наша современница. Жила в нелегкие советские времена, когда закрывались храмы, а священников и прихожан отправляли в лагеря. Матрона была не просто слепой — вообще родилась без глаз. Но Господь даровал ей другое зрение — духовное. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные бедствия. Был у нее и совершенно особый дар — исцелять от болезней. Жители всех окрестных деревень тянулись за помощью к Матроне.

В 1925 году Матрона переехала в Москву, где прожила до конца своих дней. В течение трех десятилетий она была надеждой и утешением для всех, кто приходил за помощью, всегда бескорыстной. При этом блаженная говорила, что не она помогает, а Бог. Часто повторяла, что если народ теряет веру в Бога, то навлекает на себя бедст­вия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли.

Подчеркивала, что люди должны заботиться о своем здоровье и не пренебрегать лечением, ведь «тело — домик, Богом данный, его нужно ремонтировать». А болеем мы часто из-за своей греховной жизни, поэтому нужно стараться жить по заповедям Божиим и не грешить, тогда и недугов будет меньше.

Отошла Матрона ко Господу в 1952 году, ее похоронили на Даниловском кладбище. Но тысячи людей по-прежнему спешат к блаженной за помощью и утешением. Мощи святой ныне находятся в московском Покровском монастыре.

Валентина Минская появилась в отечественных святцах пять лет назад. Она стала первой из белорусских святых, кому присвоен «титул» Минская, первая канонизирована в лике блаженных. При жизни ее знали как Валентину Федоровну Сулковскую, но чаще называли просто матушкой Валентиной. По молитвам подвижницы происходило немало чудес и исцелений. Свидетельства о них много лет скрупулезно собирала комиссия по канонизации Белорусского Экзархата.

Рассказывали, что матушка обладала даром прозрения и как на ладони видела жизнь посещавших ее паломников. Умела давать мудрые ответы даже на невысказанные вопросы. В неразрешимых, казалось бы, жизненных ситуациях помогала тем, кто готов был вступить на путь веры и покаяния.

алентина родилась в 1888 году в семье священника. Незадолго до Первой мировой войны стала женой Федора Сулковского, тоже происходившего из духовного сословия. Супруги полной мерой хлебнули горя в те непростые времена. Федора отправили в лагерь, откуда он уже не вернулся. А 1937-м
умерла мать Валентины, арестовали многих знакомых священнослужителей. После этого она слегла, тяжелая болезнь почек не оставляла ее до самой кончины. Свой недуг будущая святая восприняла как призыв Господа верой, молитвой и собственным примером духовного мужества поддерживать людей. Двери ее домика никогда не закрывались.

Матушка Валентина ушла в мир иной 6 февраля 1966 года. Похоронили ее неподалеку от Минска, на кладбище деревни Крысово. Еще при жизни блаженная говорила: «Я умру, но приходите ко мне, как к живой, и я вам помогу». И сейчас она не оставляет в молитвах тех, кто приезжает на ее могилу. Со дня канонизации святой там побывали тысячи верующих из Беларуси, России, Украины.