Рискну утверждать: каждый мальчишка рано или поздно мечтает, чтобы ему купили собаку. Некоторые, достигнув определенной зрелости, реализуют детскую мечту и тогда порой как у четвероногого друга человека, так и у него самого начинается собачья жизнь
Признаюсь, эта мальчишечья хворь не минула и меня. В середине семидесятых прошлого века хотя бы раз в год в дни школьных каникул на экранах ТВ непременно шел польский сериал «Четыре танкиста и собака». Просмотр завершался всегда одинаково: попытками уговорить родителей купить овчарку. Как же хотелось мне и, думаю, тысячам и тысячам моих сверстников, заиметь такого вот замечательного, остромордого, умноглазого, как в фильме, пса. На традиционный родительский вопрос, а кто с ним будет гулять, следовал незамедлительный ответ: конечно же, я.
Умная мама терпеливо и аккуратно гасила мой детский порыв. Но вот однажды после очередного моего приступа собачьей лихорадки вместо привычных контраргументов она положила передо мной… кажется, это был популярный в те годы журнал «Наука и жизнь», и предложила прочитать статью одного известного путешественника, полярника. В ней он рассказывал о своих полных опасностей походах по неизведанным землям и о том, что всегда в этих странствиях его сопровождали собаки. Не раз они спасли ему жизнь. Примеры он приводил впечатляющие, яркие, но завершил свой рассказ неожиданным и странным, как мне тогда показалось, призывом к читателям: никогда не заводите собаку в городской квартире, если не хотите превратить ее и свою жизнь в собачью. За давностью лет не вспомню ни имени автора той публикации, ни всех его доводов, но вот эта последняя фраза врезалась в память навсегда.
К чему я решил удариться в воспоминания? Довелось недавно наблюдать такую сцену. В центре города, возле палатки с фаст-фудом бегал без намордника внушительных размеров ротвейлер. А его хозяин, выставив на столике с десяток тарелок, на которых покоились сосиски из хот-дога, потягивал пивко из большого стакана и вел неспешную беседу с приятелем. Пес время от времени подбегал к столику, обнюхивал угощение, воротил нос и продолжал мыкаться неподалеку, то и дело подбегая к прохожим. Граждане, понятное дело, реагировали по-разному и зачастую весьма уместно выказывали опаску. Кто не знает, ротвейлер — такое милое существо килограммов пятидесяти и сантиметров шестьдесят в холке. Их порой приобретают для участия в собачьих боях, а чаще — для охраны и воспитывают соответственно. Прохожие взывали к хозяину, мол, не худо бы взять зверя на поводок и дополнительно обезопасить его намордником. Занятый поглощением пива и душевным разговором владелец только отмахивался: «Не бойтесь, он у меня добрый, не укусит». Пес между тем заметно нервничал, и произошло то, что должно было произойти: в какой-то момент зверь здорово напугал ребенка и довел до исступления его маму. Лишь появление стража порядка привело беспечного собаковода в чувство.
…Буквально на днях меня по рабочему телефону разыскал одноклассник. Надо же! Тридцать лет не виделись, а ведь когда-то сидели за одной партой. Встретились, вспомнили школьные годы, поделились рассказами о жизни после… Оказалось, Андрей Шкляев — инструктор-кинолог и его жизнь, работа после окончания школы так или иначе всегда были связаны с воспитанием, дрессировкой собак. Он и сейчас не оставляет любимое занятие. А еще делится соображениями на своем сайте. Вот что он пишет:
«Грамотное, вдумчивое, душевное содержание собаки — эта, на первый взгляд, простая задача далеко не каждому по плечу. Тысячу и один раз буду утверждать, что привычный взгляд на это таинство общения человека и зверя — взгляд обывателя, дилетанта, человека безответственного и недалекого».
Что и говорить, резкое заявление. Но Андрей — настоящий специалист и имеет на него право, тем более что высказывается он не голословно:
— Например, в последнее время растет популярность северных ездовых собак. И вот уже тот, кто никогда в жизни не выезжал за пределы своего города или поселка, вдруг заводит хаски, маламута… Но собак этих пород может держать в городской квартире только специалист-кинолог. Или тот же ротвейлер. Ну не может и не должен огромный сильный пес целый день валяться на хозяйском диване в ожидании прогулки. Предков этой собаки вывели около 2 тысяч лет назад специально для охранных функций: сгонять скот, наводить порядок в стаде и укрощать свирепых быков, сопровождать хозяина в одиноком, полном опасностей пути, охранять и защищать его добро. Позже ротвейлер становится излюбленной собакой мясников, использующих их для охраны своих лавок. Рядом с ней должен быть человек твердого характера. Делать из такого пса живую домашнюю игрушку не только глупо, но и небезопасно, как для самого хозяина и его домочадцев, так и для окружающих. Вообще приобретать собаку спонтанно, следуя сиюминутному душевному порыву или, того хуже, моде, — шаг не просто необдуманный, но и безнравственный. И финал, как правило, один: либо собака, вышедшая из моды, ищет новых хозяев, либо…
С профессионалом спорить не стану. Более того — подпишусь под всем, что он сказал. А вы, дорогие читатели, как считаете?