Культура

КИНОпеременная

Какие бонусы ожидают инвесторов в белорусскую киноиндустрию, кто вместо Николая Пинигина будет режиссировать ленту «Каласы пад сярпом тваім» и почему Колбышев, Кудиненко и Кананович больше не снимают в Беларуси?

На прошлой неделе, представляя нового генерального директора киностудии «Беларусьфильм» Олега Сильвановича, министр культуры Павел Латушко отметил, что для студии сейчас основная задача — расширение спектра и жанровости фильмов, привлечение молодых кинематографистов, развитие партнерских отношений с другими странами. С 1 июля вступил в силу Указ Президента № 145. Согласно ему белорусские кинопроизводители освобождены от уплаты НДС, земельного налога и получили другие существенные преференции. Проще говоря, создается благоприятный инвестиционный климат для того, чтобы частные предприниматели охотнее вкладывали деньги в отечественные картины. Также это должно привлечь зарубежных инвесторов. Кроме того, Министерство культуры разрабатывает закон о кинематографии, который обеспечит стопроцентное государственное финансирование национальных игровых, детских и анимационных фильмов. По проекту возмещается часть продюсерских рисков, рассматривается возможность получения компаниями и частными лицами кредитов на производство картин. Возымеют ли эти меры какой-либо эффект, покажет время. А чем живет студия сейчас? С таким вопросом мы обратились к заместителю главного редактора «Беларусьфильма» Екатерине Пономаревой.

— В каком состоянии нацио­нальный кинопроект «Каласы пад сярпом тваім»?

— Вопрос о статусе национального для «Каласоў…» пока остается открытым. Согласно действующему законодательству Беларуси, чтобы фильм получил подобный ранг, необходимо со­блюдение многих важных условий: лента должна рассказывать о важных этапах нашей истории, должен использоваться белорусский язык… Присуждение такого статуса — компетенция Министерст­ва культуры.

Просто как проект «Каласы пад сярпом тваім» находится на стадии написания киносценария. Это сложнопостановочный, исторический фильм. Подготовительный период для таких картин занимает около 10 месяцев. Сюда входят написание режиссерского сценария с раскадровкой наиболее сложных сцен и эпизодов, подбор эскизов, изготовление костюмов, декораций, актерские пробы…

— Режиссером по-прежнему остается Николай Пинигин?

— Нет. Из-за большой занятости в театре Николай Николаевич не сможет режиссировать картину. В связи с этим руководство студии решило поручить постановку другому режиссеру — Ивану Павлову (ленты «Свежина с салютом», «Осенний детектив», «На спине у черного кота». — Прим. авт.). В апреле он закончил четырехсерийный художественный фильм «Все, что нам нужно…» и сейчас привлечен к работе над киносценарием «Каласоў».

— Что скажете о других картинах, претендующих на звание национального проекта? В частности биографическая лента «Купала. Лёс песняра», «Шляхтич Завальня», фильм о Евфросинии Полоцкой?

— Дело в том, что «Купала. Лёс песняра» отклонен редсоветом студии. К сожалению, литературный сценарий, предложенный авторами Вячеславом Бондаренко и Екатериной Честновой, его драматургическая концепция не созданы по законам художественного игрового кино. На мой взгляд, это мог бы получиться интересный документально-постановочный фильм. С авторами мы встречались, обсуждали сложившуюся ситуацию и, естественно, оставили за ними право распоряжаться сценарием по их желанию. Сейчас на рассмотрении экспертного совета Департамента по кинематографии литературный сценарий «Забраны край» Алены Калюновой. Он тоже о Купале. Пока совет не принял решения, сказать что-либо о судьбе этого проекта трудно. Что касается «Шляхтича Завальни», то лента по-прежнему находится на консервации. Сценарий интересный, многомерный, написан Артуром Клиновым специально для режиссера Андрея Кудиненко. Но его реализация возможна только с привлечением инвестиций. Будем надеяться, что к производ­ству «Шляхтича» проявят интерес зарубежные кинокомпании и мы к нему вернемся. Та же история и с лентой о Евфросинии Полоцкой. Если делать все по первоначальной задумке автора, то снимать фильм нужно около двух лет, во все поры года. Сегодня киностудия к такому размаху еще не готова по разным причинам…

— А что слышно о режиссерах, с которыми с недавних пор связывают новую волну белорусского кино: Александре Канановиче (фильм «Дастиш фантастиш»), Александре Колбышеве («Волки»), Андрее Кудиненко («Масакра»)? Почему сейчас они ничего не снимают в Беларуси?

— Насколько мне известно, Кудиненко работает над реализацией кинопроекта в Москве. Периодически бывает в Мин­ске. Александра Канановича не заинтересовали сценарии, которые предлагала ему редактура киностудии, сейчас он также активно снимает в России. Колбышев давно одержим идеей сделать фильм по сценарию Натальи Портновой «Прощание сердца моего», однако пока худсовет киностудии не принял окончательного решения по этой картине. Действие фильма происходит в 1946 году на территории пересылочного пункта для репрессированных женщин под Ленинградом. Случайно там же оказываются пленные немецкие солдаты. Между немцами и русскими женщинами завязываются взаимоотношения…

Ситуацию с постановкой тормозит то, что по сценарию Порт­новой в 2006-м уже был снят фильм «По этапу» с Джоном Малковичем, Евгением Мироновым и Ингеборгой Дапкунайте. Состоялся также его показ в рамках Каннского кинофестиваля.

Есть компромиссная идея: на основе полнометражного сценария сделать телевизионную картину, состоящую из нескольких серий, и в таком формате попробовать провести ее через худсовет. Тем более телеверсия позволит максимально расширить потенциальную зрительскую аудиторию фильма.

Что сейчас снимают на «Беларусьфильме»?

В этом году киностудия «Беларусьфильм» планирует закончить производство ленты «Одинокий остров», создаваемую в сотрудничестве с эстонскими и латышскими кинематографистами. Режиссером выступает Пеэтер Симм. Драма расскажет о непростых поисках взаимопонимания между людьми: профессором-литературоведом и его сыном машинистом тепловоза, юной балериной и ее матерью, молодой учительницей и старшеклассником…

В съемочном периоде находится группа четырехсерийного художественного фильма «Сетевая угроза» Игоря Четверикова. Это второй фильм из цикла «Участок лейтенанта Качуры». Первый был выпущен в минувшем году под названием «Иллюзия охоты» и с очень высокими рейтингами прошел на российском канале ТВЦ. Уже готовится синопсис третьей картины. Проходят съемки российско-белорусской ленты «Тунгус» — продолжение фильма «Снайпер». В отличие от первой части режиссером выступает не Александр Ефремов, а Олег Фесенко. В разработке находится проект Елены Туровой «Киндер-Вилейское приведение» по мотивам новеллы Оскара Уальда «Кентервильское привидение». Действие новеллы будет перенесено в Вилейский район, где в старом доме, доставшемся в наследство главному герою, живет настоящий призрак. Выход картины на экран запланирован на 2013 год.