День за днем

Была когда-то кузница

Многие считают, что история Жодино начинается с момента пуска Белорусского автомобильного завода в 1958 году. На самом деле свою летопись город отсчитывает с середины XVII века

В далеком 1643 году известный магнат Богуслав Радзивилл заложил на речке Жодинке новое поселение, получившее название Богуслав Поле. А чтобы люди охотнее селились на новом месте, даровал местечку 25-летний привилей, освободив жителей от всех налогов. К 1665 году в нем уже насчитывалось 97 домов, рынок, три улицы, две мельницы и церковь. После строительства почтового тракта Вильня — Москва, пролегшего через местечко, здесь появились кузница, корчма и пивоварня.

В 1793 году Жодино вошло в состав Российской империи. Значение почтового тракта еще более возросло. В 1795-м по распоряжению российского правительства здесь создали почтовую станцию, на которой было 30 лошадей и 15 ямщиков-почтальонов. Роль местечка в жизни страны возросла и со строительством Московско-Брестской железной дороги в 1871 году. За короткий срок население Жодино увеличилось вчетверо. Если в 1870-м здесь проживали чуть больше 200 человек, то в 1909-м более 800.

А дальше были Первая мировая война, революция, польская интервенция. Тяжелый период восстановления разрушенного хозяйства. Не успели жодинцы насладиться мирной жизнью, как пришла Великая Отечественная. Долго пришлось жить под гнетом оккупации, пока 2 июля 1944 года в Жодино не вступили красноармейцы.

После войны село начало быстро развиваться. Была построена Смолевичская ГРЭС (с 1979-го — Жодинская ТЭЦ), возведен завод по выпуску торфяного оборудования. Именно этому заводу суждено было стать главным символом города. В марте 1951-го он был переоборудован в завод дорожных машин — «Дормаш», в 1958-м перепрофилирован на выпуск автосамосвалов большой грузоподъемности — «БелАЗ».

В январе 1951 года поселки энергетиков и автомобилестроителей были объединены с селом Жодино в единый городской. 7 марта 1963-го Жодино получил статус города областного подчинения.