Заводской район

Добру не пропадать

Снизить нагрузку на столичные полигоны для захоронения твердых отходов намерен мусороперерабатывающий завод «Экорес». Расположенное в промзоне «Шабаны» предприятие планирует в два раза увеличить объемы извлечения вторичных материальных ресурсов из поступающего от минчан «сырья»

Площадок, предназначенных для изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов, в столице не так уж много. Однако и имеющиеся полигоны (а их всего три) завалены бытовым хламом почти по самые края. Шутка ли, за 12 месяцев столица выбрасывает около миллиона тонн бэушного добра!

— Можно сказать, сегодня достаточными ресурсами обладает только один полигон — «Тростенецкий», первая очередь которого была введена в эксплуатацию в 2007 году, — констатируют специалисты завода «Экорес». — Два других — «Прудищи» и «Северный» — заполнены уже на 95 процентов.

На предприятии, курирующем работу минских свалок, признают, что вопрос по расширению одного из имеющихся полигонов уже обсуждался с представителями Минского райисполкома и обл­исполкома. Но пока однозначного решения по данной проблеме не найдено. А это значит, надо искать иные пути решения актуальной проблемы.

— Самым действенным вариантом становится извлечение вторичных материальных ресурсов (ВМР) из бытовых отходов, — говорит главный инженер завода «Экорес» Александр Жуковец. — Именно поэтому в нынешнем году мы затеяли реализацию очень важного проекта: устанавливаем на предприятии дополнительную линию по сортировке раздель­но собранных коммунальных отходов. Она должна быть запущена уже в октябре.

Новое оборудование позволит увеличить в два раза объемы переработки и довести их до 13 тысяч тонн в год. На полигоны не попадут сотни килограммов макулатуры, стеклобоя, жестебанок, ПЭТ-бутылок, полиэтиленовой пленки и тары, пенопласта… Финансовых средств в этот проект вложено немало: примерно 6 миллиардов рублей.

Правда, с введением дополнительных мощностей обостряется другая проблема. Она возникла с тех пор, как на заводе появилась первая сортировочная линия. Речь о качестве раздельно собранных коммунальными службами отходов.

— Случается, поступают мусоровозы, которые из-за большого веса уже можно отбраковывать. Если в машине раздельно собранные отходы, она тянет максимум на полторы тонны, — разъясняет Александр Жуковец. — А к нам иной раз попадает транспорт, чья масса выше почти в два раза. Значит, в мусоровоз добавили «черные» отходы, собранные отнюдь не раздельно. Из такого мусора ничего путного не получится. Это все равно, что на сортировку прислать машину с булыжниками: процент отбора ВМР будет нулевым.

Среди районов, которые более тщательно и скрупулезно подходят к выполнению своих функций, на «Экоресе» выделяют Заводской, Ленинский и Советский.

— По мусору, поступающему из них, процент отбора превышает среднегородские показатели, — отмечают на предприятии.

Если работа поставлена грамотно и четко, то процент извлечения вторичных материальных ресурсов из раздельно собранных твердых коммунальных отходов может доходить до 70-80 процентов. На «Экоресе» цифры пока другие — около 50. Тем не менее и этот вклад в извлечение вторичных материальных ресурсов дает о себе знать. На макулатуре столичного завода работают все белорусские бумагоперерабатывающие комбинаты. Полимерное сырье из Минска поставляют в Прибалтику, а часть стеклобоя, не востребованную в республике, — в Россию.

Благодаря введению новой сортировочной линии завод рассчитывает освоить и еще один вид сырья — извлекать из отходов старые полиэтиленовые пакеты. Заявки на такой тип ВМР поступают и с внутреннего, и с внешнего рынков. Кроме того, существенно увеличится заготовка пенопласта.

Одновременно с установкой и запуском новой сортировочной линии завод прорабатывает возможности приобретения оборудования для дробления железобетонных промышленных отходов.

— Уже приобрели за собственные средства экскаватор и гидроножницы, — поясняют представители предприятия. — На полигоне «Тростенецкий» начали предварительную подготовку сырья с помощью своей техники. Только за этот год приняли на переработку более 30 тысяч тонн железобетонна…

Сейчас дело за малым: освоить выделенные на закупку необходимого оборудования средства (а это 10 миллиардов рублей) предстоит до конца текущего года.