Там, где пересекаются современные транспортные магистрали — проспект Независимости и улица Ленина, — в дореволюционном Минске, как и в наши дни, кипела жизнь: здесь работал первый в городе кинотеатр, были открыты лучшие отели и магазины. Но порядочные барышни старались обходить перекресток стороной. Почему?
В 1800 году благодаря усилиям губернатора Захара Корнеева Минск начал преображаться: в соответствии с градостроительным планом развернулись работы по сносу оборонительных валов и упорядочению застройки. Сегодня об этом человеке напоминает памятный знак в парке имени Горького, который некогда назывался Губернаторским садом. Как вы понимаете, основан парк был все тем же Захаром Корнеевым.
И символично, что самым известным перекрестком дореволюционного Минска было пересечение улиц, названных по имени и должности инициативного градоначальника: Захарьевской и Губернаторской. Ныне это проспект Независимости и улица Ленина.
Без ума от синема
И сто лет назад здесь было очень оживленно. Тут с Захарьевской поворачивала на Губернаторскую линия конки, доставлявшая минчан к старейшим Нижнему и Троицкому рынкам, железнодорожным вокзалам.
В начале XX века на месте современного ГУМа находились гостиница «Берлин» на 19 номеров, ресторан «Фриц», магазин хозяйственных товаров Кагана и аптека Гутовского. Немного в стороне на Губернаторской улице в 1908 году открылся кинотеатр «Модерн».
Через дорогу, там, где сейчас находится подземный переход у «Макдоналдса», располагался трехэтажный дом Раковщиков — основателей нынешнего винно-водочного завода «Кристалл». В этом же здании принимала постояльцев гостиница «Северная», работал гастрономическо-рыбный магазин Я.И. Гоушки. Здесь можно было купить астраханскую малосольную селедку, красную и черную икру, севрюгу, стерлядь, семгу, угря, всевозможные консервы. В магазине был большой выбор свежей, копченой и соленой рыбы различных сортов, а также полуфабрикатов.
В доме Раковщиков в начале XX века разместился первый в городе кинематограф Штремера. На приобретенную хозяином заведения кинокамеру в 1908 году были сняты документальные ленты «Экскаватор — адская машина за Брестским вокзалом» и «Пожар в городе Минске на Полицейской улице». Минчане охотно шли на сеансы, ведь у них появилась возможность увидеть то, о чем они читали в газетах или слышали от знакомых. Фильмы принесли владельцу кинотеатра немалый доход. И это стало причиной того, что камеры появились и в других минских кинотеатрах. Например, в мае 1911 года для «Гиганта» снимали полеты авиатора Уточкина над Комаровским рынком, а потом кадры нашумевшего события показывали зрителям.
Мишкин угол
Там, где сегодня расположен памятник летчику Сергею Грицевцу, в начале прошлого века стояло здание Минской мужской правительственной гимназии. Каждое утро гимназисты шумной толпой выскакивали из вагончиков конки и направлялись на учебу мимо стоянки извозчиков, расположенной около ограды учебного заведения. В начале прошлого века это было самое шумное и неспокойное место на описываемом перекрестке.
«На углу Захарьевской и Губернаторской улиц у забора гимназии устроена будка для городового, которая служит вместе с тем местопребыванием какого-то Мишки. Это субъект высокого роста с вечно красным испитым лицом; его знают все, кому случалось проходить по этой части Захарьевской улицы. Для какой цели Мишка торчит по целым дням около извозчиков, мы не знаем, но что он в большой дружбе с ними — это факт. Когда извозчикам желательно подшутить над кем-нибудь — Мишка всегда готов пойти в огонь и воду и вступить в сражение с кем угодно. Ночью он ловит «барышень», отпуская шутки, восторженно встречаемые извозчиками и заставляющие краснеть случайных прохожих. Нам передавали, что обыватели были бы весьма довольны, если б Мишку отвели в более дальний закоулок», — описывала происходящее здесь газета «Северо-Западный край» в 1903 году.
Многие минчане, особенно дамы, старались обходить это место стороной, ведь скучающие извозчики постоянно приставали с вопросом: «Вам куда-сь?», а иногда настырно пытались усадить в пролетку. Отказавшись от услуг, можно было услышать много нелестного в свой адрес. Ситуация изменилась в 1906 году, когда городская управа постановила, что стоянка извозчиков у забора мужской гимназии на углу Губернаторской и Захарьевской улиц запрещена. Это было сделано по ходатайству директора учебного заведения, сетовавшего на постоянно доносящиеся с перекрестка шум и брань, мешающие учебе.
Булочная провинилась
На месте, где ныне размещается здание Национального банка Республики Беларусь, в ту пору стояла трехэтажная гостиница «Ново-Московская» на 30 номеров с рестораном. Здесь же на первом этаже находилась булочная турецкого купца Офли «Константинопольская». Она была знаменита не только своими кондитерскими изделиями. В 1898 году газета «Минский листок» писала: «На углу Захарьевской и Губернаторской улиц, как известно, помещается турецкая булочная, в которой почти в течение целого дня не прекращается топка печей, благодаря чему по Губернаторской и Захарьевской улицам распространяется едкий, удушливый дым. Особенно это дает себя чувствовать в ненастную погоду, когда дым из всех труб не поднимается вверх, а стелется по улице. Прохожим приходится вдыхать в себя всю эту прелесть; не думаем, чтобы это было гигиенично. Неужели нет средств как-нибудь урегулировать это? Следовало бы по крайней мере хоть дымовые трубы устроить выше, чем они теперь есть».
После Великой Отечественной войны лишь руины и воспоминания остались от прежнего перекрестка улиц Захарьевской и Губернаторской, именовавшихся в 20-40-е годы XX века Советской и Ленинской. Минск строили заново: проложили широкий проспект, вдоль которого вырос уникальный ансамбль зданий, ставший памятником архитектуры и градостроительства ХХ века. В наши дни, как и сто лет назад, это место остается популярным у минчан, решивших прогуляться или отправиться за покупками.