Вчера Нацбанк презентовал новую купюру в 200 тысяч рублей. Что от нас скрывали, сохраняя процесс ее создания в тайне?
Как и обещали представители Национального банка, новые купюры введены в обращение 12 марта. Вчера банкноты, вся информация о которых до последнего момента держалась в строжайшем секрете, подняли из хранилищ и начали завозить в отделения и филиалы кредитно-финансовых учреждений, а также на предприятия, чтобы сотрудники могли получить заработную плату уже более крупными купюрами. Одними из первых, как и предполагалось, смогли подержать в руках свеженькую двухсотку минчане.
В этот же день Нацбанк провел специальную презентацию для представителей СМИ. Итак, что от нас скрывали?
Прежде всего, что именно изображено на купюре. На одной из пресс-конференций глава Нацбанка Надежда Ермакова намекала: на новой купюре, как и на остальных белорусских рублях, будет изображение архитектурных достопримечательностей. Скорее всего, Национальной библиотеки, Нацбанка или спорткомплекса «Минск-Арена». Ведь это тройка наиболее известных зданий и сооружений страны. Однако… На новой купюре оказалось изображение Могилевского областного художественного музея имени Павла Масленикова. Это здание является памятником архитектуры начала XX века, с 1914 года служило домом для поземельно-крестьянского банка, затем — редакцией большевистской газеты «Революционная ставка», пока не было отдано Могилевскому государственному историческому музею. Его достопримечательностью считалась бронированная комната-сейф, в которой хранились реликвии, в том числе крест Евфросиньи Полоцкой, изготовленный Лазарем Богшей в 1161 году. До 1990 года, пока здание не отдали нынешнему Могилевскому областному художественному музею, в нем были и обком ВКП(б), и редакция газеты «Могилевская правда».
Кстати, как признался заместитель председателя Нацбанка Владимир Сенько, изображение на новой купюре могло быть и другим. Среди претендентов на это место значился и Могилевский областной драматический театр, построенный еще в 1888 году. Однако, по словам Владимира Сенько, его здание не выдержало технический фейсконтроль — попросту не вписалось в формат, который в таких условиях предъявляют графическим объектам.
Один из главных вопросов, который волновал журналистов: почему на двухсотку не попал ни один из трех объектов-фаворитов (Национальная библиотека, Нацбанк или спорткомплекс «Минск-Арена»)?
— Мы хотели, чтобы на белорусских банкнотах были представлены все регионы, — объяснил зампредседателя Нацбанка. — На купюрах уже есть Минск, Брест, Гомель, Витебск, теперь и Могилев.
А как же Гродно, задались вопросом журналисты и предположили, что этот город приберегли для 500-тысячной купюры.
— Такую банкноту мы не планируем вводить, — сообщил Владимир Сенько. — Для этого нет совершенно никаких экономических предпосылок. Инфляцию мы остановили.
Новая двухсотка напечатана на специальной бумаге с хаотично расположенными в ней защитными волокнами различных цветов. Однако, по словам Владимира Сенько, кроме видимых зеленых и коричневых, на купюре присутствуют и невидимые невооруженным глазом. «Ныряющая» металлизированная защитная нить на просвет выглядит темной сплошной. Для людей с ослабленным зрением на купюре с помощью металлографической печати сделали метку.
До вчерашнего дня самой крупной белорусской купюрой была банкнота номиналом 100 тысяч рублей. Она была выпущена в обращение 15 июля 2005 года.
Кстати, как и обещали месяцем ранее представители Нацбанка, на 200-тысячной купюре имеется совершенно новый элемент защиты — это скрытый образ. Если банкноту наклонить, то на ее одноцветном поле появляются буквы НБРБ, каждая из которых имеет свой колер. При повороте на 180 градусов он меняется. Кроме того, на новой купюре предусмотрены дополнительные машиночитаемые и экспертные признаки, подтверждающие подлинность. Владимир Сенько заверил, что в ближайшее время собираются выпустить информационный плакат, в котором белорусам доступно объяснят, где и какие элементы защиты должны находиться на двухсотке.
Как объяснили в Нацбанке, повышенную секретность приходилось соблюдать во избежание активности фальшивомонетчиков. Художники с криминальной жилкой могли бы прознать про тонкости системы защиты новых купюр и их внешнего вида, нарисовать соответствующие и запустить в обращение параллельно с реальными банкнотами. Кстати, опасения Нацбанка небеспочвенны. В начале 2000-х похожая ситуация приключилась в Минске с купюрами евро. Тогда никто толком не знал, как они выглядят. Этим аферисты и воспользовались: вечером, когда уже темнело, подъезжали к ларьку, коих тогда в столице было в изобилии, и, извиняясь, просили продать необходимое за иностранную денежку. Роль евро в той ситуации играла, к слову, не фальшивая, а вполне реально существующая купюра, правда, совершенно не европейской страны и имеющая куда более низкий курс обмена.
На 200-тысячной купюре имеется совершенно новый элемент защиты – это скрытый образ. Если банкноту наклонить, то на ее одноцветном поле появляются буквы НБРБ, каждая из которых имеет свой колер. При повороте на 180 градусов он меняется.