Почему в Минске не хватает семейных психологов? Слишком высока их востребованность или молодые специалисты не хотят работать по специальности?
В столице распадается каждый второй брак. Большинство пар, если бы вовремя обратились к психологу, могли бы его спасти. В этом уверен директор Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей психолог Андрей Туровец.
— Любая семья сталкивается с кризисами совместной жизни. Чтобы их преодолеть, зачастую надо обратиться за профессиональной помощью, — говорит Андрей Анатольевич. — В нашей стране такая служба пока не развита. Вот и получается, что многие семьи пытаются разрешить проблемы самостоятельно и делают это с большими затратами психической энергии, времени, совершая ошибочные ходы и находя решение не с первого раза. Зачастую дело доходит до развода. Грамотный специалист может помочь семье, настроенной на разрешение конфликта, за 4-5 консультаций.
Ежегодно в Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей по проблеме развода обращаются от двух до трех тысяч человек. Чаще всего — женщины. За помощью приходят люди самого разного возраста. Как-то в центр обратились супруги, которым было по восемьдесят лет.
В порядке очереди
В Минске несколько десятков практикующих частных психологов, которые помогают в том числе и в решении семейных проблем. Все они трудятся на платной основе. Берут как минимум 15 долларов за сеанс. Далеко не каждый может позволить себе частного специалиста, поэтому Андрей Туровец рекомендует обращаться в центр помощи семье и детям. Правда, есть нюанс: в формате «семейной терапии» здесь работают всего три сотрудника. Запись к ним ведется на 3-4 недели вперед.
Возникает закономерный вопрос: а где же выпускники факультетов психологии?
— К сожалению, уровень знаний старшекурсников и уровень их практических навыков недостаточен для эффективной помощи семье, — поясняет собеседник. — К тому же психолог — это не просто профессия, это призвание. Только 20-30 процентов студентов таких факультетов остаются в профессии надолго. Остальные просто получают диплом.
Вот уж действительно. Моя приятельница Лена решила заниматься психологией, чтобы научиться решать свои личные проблемы. Не помогло. Она до сих пор по любому поводу бегает ко мне за советами…
С начала 2012 года в Минском городском центре социального облуживания семьи и детей было зафиксировано почти 14 тысяч обращений. Это на тысячу больше, чем в прошлом году.
Не узы — кандалы
Иногда развод — лучшее решение для обоих супругов. Ведь для одних распад семьи — трагедия, для других — начало новой, счастливой жизни. Специалисты уверены, что разводиться нужно грамотно. Без шумных ссор и душевных потерь.
Некоторые пары расходятся со скандалами. Обиженные женщины пытаются отлучить отца от ребенка.
— В наш центр из судов часто поступают направления на психологическое исследование, — продолжает специалист. — Дело в том, что родители, чаще отцы, просят помочь отвоевать право видеться с собственным сыном или дочерью. В этой борьбе бывшие супруги нередко доходят до судебных разбирательств, в которые вовлекаются и дети. Это, конечно же, наносит ребенку психологическую травму.
Некоторые разведенные мужчины уверены: впереди вся жизнь и шансов жениться еще раз — хоть отбавляй. Они встречают новую подругу и не понимают, почему отношения вновь не складываются. Женщины после развода нередко боятся строить новые отношения, думают: «Кому я нужна?», «А вдруг не получится?» Или же, напротив, бросаются на шею первому встречному, спасаясь от одиночества. Но это обычно не приводит к желаемому результату.
— Многим разведенным людям сложно выйти из послеразводного кризиса без посторонней помощи, — говорит Андрей Туровец, — нужна консультация специалиста. Но разведенные предпочитают обращаться за советами к родственникам, друзьям, что редко приводит к облегчению. Нужно учитывать, что ситуация развода требует умения начать жизнь с чистого листа, поэтому важно формировать новое мировоззрение.
Примеров тому масса. Так, за помощью в центр обратилась Елена. Она трижды была замужем и снова собралась разводиться. В ходе консультации выяснилось, что ей незнакомо чувство партнерской любви. Елена была убеждена, что иметь мужа — обязанность каждой женщины. Так она и воспринимала своих супругов — как обязанность. Чувств, которые Елена к ним испытывала, было недостаточно для сохранения отношений.
— К сожалению, среди женщин распространен неверный стереотип, что мужчины ценят в браке в первую очередь налаженный быт: чтобы в доме было чисто, а на кухне ждал горячий ужин, — констатирует Андрей Анатольевич. — На самом деле это только часть мужских ожиданий. А мужчины, в свою очередь, ошибаются, когда считают, что главное для женщины в мужчине — кошелек и чувство защищенности, в то время как основа любой благополучной и счастливой семьи — это любовь и понимание.
P.S У психологов, конечно, есть свои сторонники и противники. Последние полагают, что каждый должен сам разбираться со своими проблемами. Негоже выворачивать душу перед посторонним человеком. Но, согласитесь, когда мы болеем, идем к доктору. А если волнуют душевные проблемы? Другой вопрос, что эта профессия у нас не так популярна, как в западных странах.
— В стране нет специализированной системы подготовки психологов, работающих с семьей, — считает Андрей Туровец. — Специалисты остаются без профессиональной поддержки, не имеют возможности работать в команде и повышать свою квалификацию. Нет и специальности «психолог — семейный терапевт». Кроме того, оставляет желать лучшего и уровень заработной платы психологов…
Взрослые игры
Она начала жизнь с чистого листа и не прогадала
В свое время у Марии с мужем была большая любовь, постепенно перешедшая в зависимость друг от друга. Стереотипы, сложившиеся в семье, где один играл роль жестокого родителя, а второй — ребенка, в конце концов привели к серьезному конфликту. Мария очень переживала разрыв, к психологам пришла в состоянии депрессии. Сначала с ней работали индивидуально, а затем на общих собраниях-тренингах. В результате женщина изменила свое отношение к жизни. Она поняла, что развод — это хороший повод избавиться от иллюзий, у нее появились другие ценности. Мария постепенно стала превращаться из ребенка во взрослого человека, видящего и плюсы, и минусы развода. У женщины поднялась самооценка, ее повысили на службе, она учится водить автомобиль, хотя раньше боялась даже подойти к нему. Мария налаживает отношения со своими детьми, и, самое интересное, ей удалось сохранить дружеские отношения с бывшим мужем, несмотря на то, что он вступил в брак с другой женщиной.
Родительские университеты
Столичные специалисты планируют перенять опыт российских коллег
В Санкт-Петербурге в каждом районе есть государственный семейный центр, где можно прослушать лекции, задать вопросы, получить ответы. Причем бесплатно. Такие центры очень посещаемы, на лекции иногда приходят 200-300 человек.
Также в Санкт-Петербурге успешно сосуществуют центры помощи семье и детям и центры социального обслуживания. Это две отдельных системы.
У нас же эти два направления объединены в территориальных центрах. Что, по словам специалистов, привело к ликвидации системного подхода в социальном обслуживании семьи.
Недавно на заседании методического совета (создан при комитете по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома) было вынесено предложение о модернизации территориальных центров социального обслуживания населения. В том числе за счет увеличения штата и внедрения принципов командной работы.