Настоятель Всехсвятского прихода и руководитель Дома милосердия рассказал, почему не проходит халява, что важнее любого подарка и как жить дальше
О милосердии
Разные были прогнозы, я бы даже дерзнул сказать «пророчества» о том, каким будет Дом милосердия, чем станет заниматься. Ведь все, что задумывалось, было впервые. Аналогов не существовало, да и сегодня в принципе нет. И вот такая деталь. Нам иногда адресуют упрек: «Дом милосердия — а где же ваше милосердие, если пришел, образно говоря, бомж, а вы его не приняли?» Философия Дома изначально мыслилась как место, где мы должны помочь тем, кто отдал обществу все, а взамен получил очень мало. Но когда человек принципиально не желает трудиться, когда ему нравится нестандартный образ жизни и при этом он требует к себе внимания, — это порождает тунеядство, безделье, как в простонародье говорят, халяву. Помощь стоит оказывать тому, кто действительно в ней нуждается, кто ее заслужил своим трудом и всей предшествующей жизнью.
Я очень переживал: что будет происходить с человеком, когда придется расставаться с условиями, которые здесь предоставляют? Особенно если ему 80-90 лет. А сегодня могу поделиться результатом нашей работы. Есть два впечатления у людей, покидающих наш реабилитационный центр. Одни говорят: «Значит, я заслужил такое к себе уважение и внимание. Значит, жил не зря». Другие: «Теперь я знаю, как жить дальше». Это дорогого стоит.
О деньгах
Понятно, что Дом не может функционировать, как мы образно говорим, за спаси Господи. Ведь одно дело, когда сестра милосердия приходит помочь из внутренних побуждений. И совсем другое, если работа санитарочки или сестрички, которая трудится у нас, — единственный источник ее существования. То есть нужно, как ни банально это звучит, платить ей жалованье. А поскольку мы никаких средств, кроме пожертвований, не имеем, то обязаны выстраивать такую систему, которая бы помогала реально функционировать нашему центру. Но принципиальное его отличие от любого частного медцентра — здесь нет хозяина, стремящегося получать свои дивиденды. Есть настоятель прихода, который ищет все возможности, чтобы обеспечить Дом медицинским оборудованием и всем необходимым.
О последователях
Радует, что среди священнослужителей находит отклик наш опыт — ни один не остается равнодушным. Кое-кто, возможно, и завидует, но начинает шевелиться. Хотя и немножко в другом направлении. Например, приход на Притыцкого. Там проходят серьезные мероприятия. Или взять нового епископа Бобруйского Серафима — целая епархия заработала. Далеко ходить не будем: минский Свято-Елисаветинский монастырь — тоже дело пошло. И слава Богу! Конечно, им нужна поддержка. Но одно дело, когда капля капает в наполненный сосуд, и совсем иное, когда на донышке едва что-то плещется.
О поддержке
Не могу не вспомнить с благодарностью, и это не дежурная фраза, покойного градоначальника Минска Михаила Яковлевича Павлова, который очень помог Дому милосердия. Но первый, кто нас поддержал, когда мы начинали этот проект, был Глава нашего государства. Он не просто формально приехал, посетил и поверил, что все это будет работать. Он увидел даже чуть-чуть дальше, чем видели мы.
Конечно, город нас и сейчас поддерживает. В частности, финансирует реабилитацию пожилых, ветеранов, инвалидов, ищет через социальные службы тех, кого считает нужным направить в Дом милосердия. Для людей это бесплатно, и думаю, гораздо важнее, чем любой подарок.
О служении
Иногда мне кажется, что десять лет со дня открытия Дома милосердия пролетели как один день. В работе, в служении. Конечно, очень многое изменилось вокруг нас, да и в нас самих тоже. Думаю, эти десять лет для нас лишь тренировочные. Но мы приобрели реальный опыт, и духовный, и профессиональный. Сложился коллектив единомышленников. А интересы у нас разные. Поэтому я иногда называю Дом милосердия перекрестком со встречным движением. Участники наших проектов идут навстречу друг другу, чтобы объединиться ради общего дела. Все направления, за которые мы взялись, развиваются и набирают обороты. И если Бог благословит, будем идти дальше.