Легендарный рок-музыкант, основатель группы «Звуки Му», поэт и актер выступил в столице с музыкальной программой «Петр Николаевич из третьего подъезда». А заодно поведал о том, зачем молится за Элвиса Пресли
О друзьях
С друзьями вообще тяжело. Не знаю, как у вас, а в Москве, где я редко, но бываю, главная проблема молодых людей — одиночество. Одиночество в большом городе, интерактивное общение, телевидение, героин на каждом углу. И человек — один, незащищенный, юный, с трепещущим живым сердцем — по этому ужасу ходит. Страшно. Что касается моих друзей, то могу процитировать своего героя из спектакля «Шоколадный Пушкин»: «Кто не бросил пить — все померли. А не бросил почти никто». Когда читаю утреннюю молитву, там есть пункт — поминовение усопших. Этот список с годами стал очень длинным. Помимо друзей и родных там есть и Рэй Чарльз, и Майлс Дэйвис, и Джими Хендрикс, и Элвис Пресли, и Чак Берри. Многих из них наш мир затоптал. И они с этим не справились. У кого-то были большие проблемы с алкоголем, у кого-то — с наркотиками. Но все они были отличные ребята.
О вере
Почему один верит в Бога, а второй — нет? По лени! Говорят, не понимаем мы смысла веры. Дай им кусок хозяйственного мыла — не едят. Понимают. А веры не понимают. А в чем смысл-то? Один-единственный — помереть хорошим человеком. Что будем делать в четверг, если умрем в среду? Зачем помнить старые обиды, ссориться, портить друг другу настроение? Это все, как говорит Путин, контрпродуктивно. Нужно работать над своей душой, полоть ее от пороков, как грядки в огороде от сорняков. И не время от времени, а каждый день.
Об отшельничестве
У меня дом в подмосковной деревеньке — 800 квадратных метров! Павел Семенович Лунгин кучу денег мне заплатил за фильм «Царь», где я сыграл Ивана Грозного — вот и отгрохали. Плюс три «Мерседеса», гитары самых лучших мировых фирм — Fender, Martin, Gibson, гектар земли с соснами. Куда мне ехать оттуда? Какой я отшельник? Живу отлично! Работаю целый день, отдых только ночью. Блок говорил: «Литература — это образ жизни». То у меня стишки, то спектакли, то книжечка выйдет. Идей масса! Жить не успеваю. Дня мало. Созидающая сила — только Господь. Я прошу, и он дает. Только я ведь не денег прошу, а стихотворение, например. Или песню. Бог предлагает каждому идеальные условия для спасения души. Раз мне такая жизнь под старость выпала, значит, так надо. Теперь я работаю для того, чтобы отдать все, что знаю и умею, другим людям.
О фильме «Остров»
Критики называют мою роль в «Острове» лучшей? Знаете, как говорит один мой друг, «лучший в мире — второй в Сибири» (смеется). В 45 лет я начал верить в Бога, работать над собой, вот Он и увидел, что Петенька старается, что-то делает, и в нужный момент дал мне «Остров». Мы его вместе делали — Лунгин, Сухоруков, Дюжев. Жили работой, дружили, ночами говорили, плакали, молились. Вот и вышло такое кино. Сильное, настоящее. Как крепкие сигары, которые кубинские женщины скручивают на коленях. Это не какая-то там синтетическая голландская туфта.
Об искусстве
В Китае тех, кто играл музыку, кроме жрецов, приговаривали к смертной казни. Потому что это самая действенная вещь после слова. Таинственная. Искусство вообще только тогда искусство, когда оно тайна. Когда неясно, как этот Жан Габен идет по экрану, играет то плотника, то преступника, то железнодорожника, а все на него смотрят. Вроде ничего особенного не делает, а за душу берет.