Культура

Павлинка и ее династия

К открытию нового театрального сезона «МК» выяснил, сколько Павлинок было и есть в Национальном академическом театре имени Янки Купалы

Традиционно «Паўлінкай» 3 сентября откроет новый сезон Купаловский театр. Эта постановка идет на национальной сцене уже почти 70 лет. И у каждого поколения белорусских зрителей есть своя Павлинка.

Сейчас в Купаловском сразу четыре Павлинки: Юлия Шпилевская, Валентина Гарцуева, Светлана Зеленковская и Екатерина Яворская.

Бирута Докальская (1953-1963)

Музыкальная, эмоциональная, своенравная и волевая — так писали о Павлинке Докальской теат­ральные критики. С первого дня работы в театре она мечтала сыграть Павлинку и знала текст и вокальные партии наизусть. Но роль актриса получила случайно. Ее ввели в спектакль, когда Раиса Кошельникова заболела.

 

 

 

 

 

Раиса Кошельникова

(играла Павлинку в 1936-1965 годах)

В Купаловском театре получила роль 19-летней девушки, когда ей было сорок. Ее Павлинка впервые запела. Вокальная партия была написана специально для актрисы и не изменилась до сих пор. К слову, Раиса Кошельникова была первой Павлинкой и в БДТ-2
(сегодня Национальный академический драматический театр имени Я. Коласа). На его сцене состоялся ее дебют в этой роли. Игру актрисы отметил сам Янка Купала: «Такой Павлинки еще не было».

 

 

 

 

 

Зоя Белохвостик (1982-2000):

— С Павлинки все началось. Это значимая для меня роль. Мой дедушка играл в этом спектакле Пустаревича (Глеб Глебов, народный артист СССР. — Прим. авт.). Когда-то эту роль мне передала Алла Петровна Долгая, а я — другим девочкам.

 

 

 

 

 

 

 

Юлия Шпилевская:

— Уже 12 лет играю Павлинку. Это моя первая роль в большом профессиональном театре. После нее меня пригласили работать в Купаловский, хотя по распределению я должна была идти в Музыкальный театр. Когда начинала репетировать, любимым моментом в спектакле была заключительная песня Павлинки — такая грустная, щемящая, внутренне очень эмоциональная.

 

 

 

 

 

 

 

 

Алла Долгая (1963-1982)

Ее Павлинку называли возвышенной, утонченной и мечтательной. Теперь Алла Петровна выходит на сцену уже в роли Альжбеты — матери Павлинки.

 

Интересно, что:

 легендарная пьеса написана 100 лет назад, и 68 (!) из них ее играют на сцене Национального академического театра имени Янки Купалы;

 сейчас спектакль идет в знаменитой постановке Льва Литвинова 1944 года. Премьера состоялась, когда театр находился в эвакуации в Томске;

 соль второй октавы — самая высокая нота, которую должна брать Павлинка;

 Арнольд Помазан играл Адольфа Быковского около 30 лет. За это время в спектак­ле сменились пять Павлинок. С нынешними актер выходит на сцену в роли Пустаревича;

 первая постановка состоялась в Вильнюсе. Тогда роль Павлинки исполнила госпожа Марковичанка. После премьеры благодарная публика подарила драматургу часы. Через месяц пьеса была представлена в Петербурге, где зрители увидели в образе белорусской девушки актрису Павлину Меделку;

 впервые в Беларуси пьесу поставил Флориан Жданович в 1915 году;

 в пьесе Купалы Павлинка — «стройная і досыць прыгожая дзяўчынка. Адзеўшыся ў недарагую крамніну, але чысценька; без хусткі — у валасах колькі грабеньчыкаў». Этот образ автор легендарной комедии списал с Ядвиги Овлочимской — юной девушки, жившей в соседней деревне;

 «Хрустальная Павлинка» — награда Белорусского союза театральных деятелей;

 в Белыничском районе Могилевской области есть деревня Павлинка.