Экология

В булочную на такси не ездим

Столичные экологи попытались пересадить минчан на велосипеды

В минувшую субботу в Центральном детском парке имени М. Горького можно было заметить почти два десятка людей, которые раздавали прохожим тематические листовки и… ценные советы о том, какой транс­порт является наиболее природосберегающим. Так столичные экологи отметили 22 сентября — день, когда проводится международная акция по отказу от использования автомобильного транспорта. В Минске это мероприятие состоялось уже в пятый раз.

В День без автомобиля экологи предложили заменить четырехколесных железных коней на более щадящую природу технику. В качестве вариантов передвижения предлагали велосипеды, самокаты, ролики и, конечно, городской пассажирский транспорт.

Личным примером убедить горожан в преимуществах двухколесной техники постарались начальник отдела государственного контроля за охраной атмосферного воздуха и водных ресурсов Мингоркомприроды Сергей Серапин и ребята из экологической гимназии № 19. Они прибыли на акцию в городской парк на собственных велосипедах.

В прошлом году, в частности, в Дне без автомобиля приняли участие порядка 37 тысяч горожан. А контрольные замеры, которые делали экологи в семи опорных точках столицы, показали, что интенсивность движения легкового транспорта снизилась на 3-5 процентов.

— Добрался до центра из жилого района Запад почти за 40 минут. Причем доехал без приключений, — поделился впечатлениями от утреннего марш-броска Сергей Георгиевич. — Ощущения от дороги остались очень хорошие, ведь в субботу движение в городе не такое активное, как в будни. Хотя, скажу честно, по велодорожке ехать гораздо удобнее, чем по обычному тротуару.

Седлать двухколесного коня Сергею Серапину доводится не каждый день. Но представитель Мингоркомприроды считает, что такой транспорт — хорошая альтернатива автомобилю. Тем более что вклад машин в загрязнение воздуха существенный.

— На долю передвижных источников приходится порядка 80 процентов вредных выбросов в атмо­сферу. Из-за эксплуатации техники в воздух попадают такие токсичные вещества, как углеводороды, окиси углерода и азота, соединения тяжелых металлов, окислы серы, формальдегид, — поясняет эколог. — Эти компоненты образуются не только от выхлопов двигателей, но также из-за износа механических частей авто, покрышек, дорожного полотна. И все это, к сожалению, сказывается на экосистеме.

Именно поэтому ученицы гимназии № 19 Валерия Снетко и Полина Орловская, прежде чем отправиться в парк имени М. Горького, провели беседу в узком кругу — рассказали об акции родственникам и друзьям. Девчата постарались убедить знакомых в том, что автомобиль — не всегда единственно верное решение. Добраться до нужного места можно и на общественном транспорте, уверены они. Тем более что так передвигаться даже быстрее.

Прохожим девушки рассказывали не только о традиционной меж­дународной акции, но и о задумке, которая реализуется сейчас в их учебном заведении.

На долю передвижных источников приходится порядка 80 процентов вредных выбросов в атмосферу. Из-за эксплуатации техники в воздух попадают такие токсичные вещества, как углеводороды, окиси углерода и азота, соединения тяжелых металлов, окислы серы, формальдегид.

— Мы разработали проект «Пересядь на велосипед», — пояснили будущие экологи. — Собираемся создать возле нашей гимназии специальную велопарковку. Сейчас ищем спонсора, который бы помог реализовать задуманное. Возможно, найти такую организацию или неравнодушного человека позволит ваша газета. Ведь проект действительно перспективный: парковкой смогут пользоваться не только ученики и педагоги гимназии, но и все желающие.

По словам начальника управления регулирования воздействия на атмосферный воздух и водные ресурсы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергея Завьялова, который также поучаствовал в субботней акции в парке, чтобы улучшить экологию, нужно формировать альтернативу личному транспорту.

— Улучшить ситуацию может развитие общественного транспорта. Он должен быть достаточно комфортным и не перегруженным, — заметил специалист. — Кроме того, надо перенимать опыт ведущих стран, где существуют мероприятия, которые стимулируют водителей покупать более современные средства передвижения, использовать гибридную технику, электромобили. Не последнюю роль играет и разъяснительная работа экологов. Только общими усилиями мы сможем заронить рациональное зерно в сознание горожан, убедить, что «наши люди в булочную на такси не ездят».

В Мингоркомприроды отмечают: минчане каждый раз достаточно активно откликаются на международную акцию. В прошлом году, в частности, в Дне без автомобиля приняли участие порядка 37 тысяч горожан. А контрольные замеры, которые делали экологи в семи опорных точках столицы, показали, что интенсивность движения легкового транспорта снизилась на 3-5 процентов.

Как в этот день обстояли дела на самых оживленных магистралях города?

22 сентября, 9.43, площадь Победы и проспект Независимости

Если сравнивать трафик на этом участке с будними днями, то в субботу утром между двумя городскими парками было довольно пустынно. Машины скапливались перед пешеходным переходом на время запрещающего сигнала светофора, а потом мгновенно разъезжались, и проспект снова становился почти пустынным. Для экологов картина самая что ни на есть отрадная.

22 сентября, 11.04, пересечение проспекта Пушкина и улицы Притыцкого

Обычно здесь движение очень активное, а работа светофоров постоянно вынуждает десятки машин простаивать с включенными двигателями в ожидании разрешающего сигнала. Но в минувшую субботу трафик на пересечении магистралей также был не столь высоким, как обычно. Возможно, определенную лепту в это внес­ла международная акция, и жителям близлежащих домов повезло подышать более чистым воздухом.