Фрунзенский район

Утро вечером мудренее

В вечерней школе № 21 за одной партой сидят 15-летний подросток и 40-летний труженик. А еще там есть кадетские классы. Чем живет необычное учреждение, узнала наш корреспондент

Учебные заведения подобного типа редко ассоциируются со строгой дисциплиной и образцовым воспитанием. Столичная вечерняя школа № 21 ломает стереотипы — культуре учащихся здесь можно только позавидовать. Переступив порог, невольно задаешься вопросом: туда ли попал? Дежурные кадеты у входа интересуются, к кому и с какой целью пожаловал гость. А затем вежливо провожают до нужного кабинета.

Владимир Паныш: — Многое изменилось в вечерней школе со дня ее открытия. Неизменной остается основная миссия — реализовать право граждан на получение общего среднего образования, в том числе работающих. 25 процентов выпускников вечерней школы поступают в высшие учебные заведения.

В 21-й учатся 208 человек (двенадцать классов). Назвать их школьниками язык не поворачивается, ведь половина из них — совершеннолетние работающие. Все они по разным причинам не смог­ли окончить среднюю школу.

— У нас многодетная семья. Одной маме выполнять капризы пятерых тяжело. Вот и пошел работать, а на учебу времени не хватало. Уже позже понял — без образования сегодня никак, — рассказывает 19-летний парень.

Некоторые ребята после девятого класса поступали в учреж­дения профессионально-технического образования, но вскоре разочаровались в выборе специальности или не прижились в новом коллективе. В прежнюю школу возвращаться не осмелились, доучивались в вечерней. Здесь избегают насмешек и упреков со стороны одноклассников и юные мамы.

— В средней школе чувствовала себя некомфортно. Казалось, все осуждают: и учителя, и ребята. Сразу после рождения ребенка не смогла продолжить обучение. Наверстываю упущенное, — призналась 17-летняя мама.

Не секрет, что в вечернюю школу ходят и люди, освобожденные из мест заключения, несовершеннолетние, в том числе сложные подростки (дети с признаками девиантного поведения или гиперактивные), которые не могут ужиться со сверстниками в большом коллективе обычной школы.

— У нас за одной партой могут сидеть и 15-летняя егоза, и 40-летний труженик. Среди взрос­лых подросток становится более ответственным, начинает понимать, что у него есть возможность не попасть под влияние улицы, получить аттестат с хорошим баллом и поступить в вуз или колледж. 25 процентов наших выпускников становятся студентами высших учебных заведений, — рассказывает директор вечерней школы № 21 Владимир Паныш.

Учебная программа рассчитана на три года. Уроки проходят посменно: утром (с 8.15) и вечером (с 17.00). Во вторую половину дня приходят в основном молодые мамы и папы. Если и при таком графике нет возможности посещать занятия, существует заочная форма получения образования. В каждой четверти на протяжении десяти дней нужно приходить на уроки, факультативы, консультации и сдавать зачеты.

Правда, заочная форма подходит не всем. Бывает, подросток по слогам еле читает, а с таблицей умножения и вовсе не знаком. В таких случаях без педагога обойтись трудно. К слову, учителем в вечерней школе быть не так уж легко.

— Не каждый выдержит. Работа очень специфическая и требует полной моральной отдачи. К нам как-то ходила девочка, после поступила в педагогический университет на специальность «белорусский язык и литература». Получив высшее образование, пришла преподавать в родную школу. Она сама прошла через все это и хорошо знает, как найти общий язык с любым сложным школьником. Стремление помочь в получении образования каждому заинтересованному делает нашу школу востребованным учреж­дением, — считает Владимир Паныш.

Беседу с директором школы прервал зычный командный голос, прозвучавший в коридоре. Выглянув из кабинета, увидели кадетов, выстроившихся в ровную шеренгу. На каждом аккуратная черная форма с нашитой эмблемой «Военно-патриотический клуб «Отечество».

— Построение. Оно у нас в 8.00 и 17.00. Командир каждой роты проверяет присутствие и внешний вид кадетов. После отчитываются передо мной, — разъяс­няет директор.

Так называемые военно-патриотические классы появились в вечерней школе в 1995 году и стали ее знаком отличия.

Вечерняя школа № 21 открыта с 1954 года. В 1960-х, во время активного строительства фабрик и заводов, не хватало грамотных специалистов, школа функционировала под лозунгом «Каждому труженику — среднее образование», и учились в ней лишь работающие горожане.

— Учащиеся помимо обще­образовательных предметов посещают факультативы по физической культуре, здоровью, допризывной подготовке, курсы специальных дисциплин по безопасности жизнедеятельности. Мы тесно сотрудничаем с силовыми структурами (МЧС, МВД), их представители читают ребятам лекции, учат необходимым навыкам для дальнейшей службы, — поясняет Владимир Паныш.

Учебная программа рассчитана на три года. Уроки проходят посменно: утром (с 8.15) и вечером (с 17.00).

В такие классы попадают ребята с основной группой здоровья и хорошей физической подготовкой. Сегодня там учатся 43 человека от 15 до 18 лет. Среди них есть и девчонки.

— Сама просилась, чтобы меня приняли в кадеты. Когда ходишь в такой форме, больше начинаешь уважать себя, привыкаешь к организованности и строгим правилам, — делится мнением девушка-кадет.

В течение трех лет ребята учатся дисциплине и строевой подготовке: поочередно дежурят, следят за порядком в школе и даже по-военному отдают друг другу честь. Большинство затем поступает в вузы Министерства обороны, МВД и МЧС.

— Недавно заключили договор с минским отделом внутренних дел на транспорте. Школьники постарше патрулируют с милиционерами железнодорожный вокзал и электрички. Молодым людям работать проще — их не сторонятся. Поэтому с их помощью выявить, например, случаи распития алкогольных напитков в общественных местах легче. Кроме того, это свое­образная профилактика от подобного для самих ребят. Дисциплина и порядок сдерживают. Элементарно: когда ребенок ходит в форме — никогда не совершит правонарушение, — уверен директор школы Владимир Паныш.