Новость дня Облик столицы

Елки зеленые с бородой

Близятся новогодние и рождественские распродажи. Наш корреспондент поинтересовался, как столичные магазины планируют завлекать покупателей

Витрина любого магазина или точки общепита — как внешний облик человека. Мы ведь не только встречаем по одежке, но зачастую и провожаем по ней. Так и с магазином. Если за стеклом покупателю улыбаются нарядные манекены, окруженные оригинальными декорациями, зайти хочется хотя бы из праздного любопытства. В то же время вырезанные местными умельцами из папье-маше снежинки и снеговики, связанные мишурой, словно пленники веревкой, выглядят, как оберег от покупателей. Если в спальных районах к подобным куклам вуду покупатель согласен отнестись снисходительно, то на проспекте Независимости ждешь грандиозного праздника и полета дизайнерской мысли — в общем, оформительского разнообразия. Однако, пройдя отрезок главного проспекта столицы между площадями Якуба Коласа и Независимости, сложилось впечатление, что многие магазины исполняют некую повинность. Мол, вышло указание украсить — мы выполнили и отчитались. Придраться не к чему. В большинстве случаев представители торговли отделались светодиодными гирляндами, парой плакатов и стандартной елкой с игрушками. И если еще книготорговцам подобное простить можно, то от галереи искусств ожидаешь большего, нежели святящихся лиан. К слову, аптеки на проспекте Независимости вообще пока бойкотируют Новый год и пугают прохожих гигантскими макетами упаковок таблеток.

Чтобы уважаемый читатель не подумал, будто автор нарочно вышел погулять по вечернему Минску в поисках недостатков, дадим слово представителю торговли.

Это наша культура: повесил два плаката, и вроде как праздник, — считает генеральный директор ОАО «Постторг» Сергей Смольский. — Хотя нормально украсить витрину не так уж и затратно: перед Новым годом все с лихвой окупается. Мелкие магазины в спальных районах столицы, конечно, вряд ли смогут позволить себе дизайнерскую витрину, а вот торговые точки в центре города — вполне.

И тогда выходит, что наплыва покупателей, а соответственно и высокую прибыль, ждут в основном лишь крупные торговые объекты, которые не скупятся на оформление витрин. Например, у ЦУМа символ будущего года — змея — искушает Адама и Еву. В ГУМе каждая из витрин посвящена какому-нибудь лесному обитателю и выглядит, словно объемная картина. Кстати, даже нечто вроде музейного «руками не трогать» тут имеется. Среди новогодних красот в каждой за стеклом виднеется табличка, которая гласит, что образцы товара на витрине продаже не подлежат в соответствии с постановлением Совета Министров № 384 от 7 апреля 2004 года. Однако в том же постановлении указано, что ассортимент предлагаемых к продаже товаров определяется продавцом самостоятельно. А в справочной ГУМа подсказали, что наряды для манекенов закупали отдельно. И почему дизайнеры постеснялись приодеть пластмассовых людей в одежки с полок Главного универсального магазина? Может, размера нужного не подобрали?

Комментарий специалиста

Дизайнер Александр Красницкий:

— Качественное оформление витрины стоит в среднем 400-500 долларов. Большинство же столичных магазинов украшают для галочки. Достают из подсобок игрушки, которые, наверное, там десятилетиями хранятся, и наряжают елки. Все делают стереотипно, иногда даже сложно понять, чем торгуют в магазине. Для сравнения: в Санкт-Петербурге в фирменном винном маркете напоказ выставили силуэт человека, сделанный из пробок. У прохожих сразу возникают ассоциации с продукцией этой торговой точки. Во многих европейских странах оформление витрин шагнуло на тротуары. Наружу выходят некоторые элементы декораций, какие-то линии, следы. Хорошо бы делать нечто подобное и у нас! Неплохо бы смотрелись, например, движущиеся фигуры.

Одна из лучших приманок для покупателей — живой Дед Мороз или Санта-Клаус, сидящий на стуле в окружении старинных предметов. Причем дети могут сесть к нему на колени и сфото­графироваться. В прошлом году в салоне одного из белорусских автодилеров около стула бородатого волшебника очереди выстраивались.