Образование

Отмотать срок

Уже в 2013 году БГУИР перейдет на сокращенные сроки подготовки специалистов по техническим направлениям

На международной конференции «Высшее техническое образование: проблемы и пути развития» специалисты технических вузов России, Беларуси, Польши обсуждали способы сохранения и повышения качества подготовки студентов при переходе на сокращенные сроки обучения.

На первой ступени высшего образования студенты будут обучаться лишь четыре года.

— Решение о переходе на дифференцированные сроки подготовки специалистов принималось непросто, было много дискуссий, — отметил ректор Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Михаил Батура на открытии международной конференции «Высшее техническое образование: проблемы и пути развития».

По словам ректора, после 4-го курса студенты проходят производственную практику на условиях оплаты. Ребят принимают в штат ведущие предприятия страны, несмотря на то что они еще студенты.

— Это говорит о том, что уже после 4-го курса юноши и девушки способны решать конкретные производственные задачи на первичных должностях. При такой организации образовательного процесса на первой ступени можно говорить и об обоснованности сокращения сроков подготовки специалистов, — считает Михаил Батура.

Кроме того, специалисты вуза планируют, что на второй ступени высшего образования (магистратура) продолжат обучение примерно 40 процентов студентов. Такие ребята в будущем станут высококлассными технологами, конструкторами или преподавателями.

На конференции студенты БГУИР познакомили министра образования Беларуси Сергея Маскевича со спецификой проведения практических занятий с помощью современных лабораторных стендов. Они разрабатываются в научно-инновационном центре вуза. Каждый стенд имеет около 20 съемных блоков, иллюстрирующих конкретные темы учебной программы. Стои­мость комплекта немалая — примерно 30 миллионов рублей. Руководство вуза считает, что затраты оправданы. На лабораторных стендах могут заниматься одновременно несколько студентов. Это экономит время, что особенно важно в условиях перехода на сокращенные сроки получения образования.

Говоря об усилении связи между наукой и производством, министр образования подчеркнул:

— Есть два направления, которые нужно развивать и усиливать. Необходимо взаимодействовать с реальным сектором экономики. Чтобы стать высококлассным специалистом, студент должен находиться на производстве. Взаимодействовать с практиками. И время такого пребывания должно быть достаточно долгим. Необходимо модифицировать учебную программу в сторону проектной деятельности, чтобы изучение того или иного предмета было связано с решением конкретных задач.

Несмотря на то что в вузе планируют переходить на сокращенные сроки обучения, количество часов, отводимых на изучение специальных дисциплин, будет увеличено. По словам ректора, это стало возможным благодаря оптимизации социально-гуманитарных и общепрофессиональных предметов, уменьшению цикла естественнонаучных дисциплин на 10-20 процентов.