Столицы женское лицо

Любить. Лечить. Руководить

Можно ли оставаться женственной, будучи руководителем?

— Минскими клиниками, где лечат взрослых, руководят мужчины. Вы — единственная женщина. Согласились на должность добровольно-принудительно?

— Скажу так: от предложения не отказалась. В моей жизни все последовательно. На предыдущей работе заведовала отделением, потом в 11-й больнице стала заместителем главного врача по медицинской экспертизе и реабилитации, затем начмедом. Как воспримут меня в новом амплуа коллеги-мужчины, не задумывалась.

— Генеральный директор одного из белорусских концернов однажды признался, что когда ему предложили руководство, сомнения были. В то время он возглавлял целевой институт. Но прикинул: чем надо мной кого-то чужого поставят, лучше согласиться. У вас та же история?

— К клинике, коллективу прикипела — вот, пожалуй, главные аргументы, повлиявшие на мое решение. Назначат не из своих? Это лучше или хуже? Спорный вопрос. Во-первых, смотря кого назначат, во-вторых, должность главврача очень ответственная. Организаторская, финансово-хозяйственная деятельность, обращения пациентов, их родственников, в том числе и по качеству оказания медицинской помощи…

Главврач — человек подневольный: важна исполнительская дисциплина. С другой стороны, когда в подчинении около 600 сотрудников — это серьезная ответственность. Однако о своем выборе не жалею.

— И все-таки, удалось наладить контакт с мужчинами-главврачами?

— Да я вообще не заметила дискриминации по половому признаку! В столичной системе здравоохранения к коллегам относятся с уважением. Если что, помогут, подскажут. Более того, мне, женщине, порой даже проще решать какие-то проблемы.

В нашем коллективе около 20 процентов врачей-мужчин. Находим общий язык: за три года не было эксцессов.

— Кого быстрее возьмете на работу: бесконфликтного человека, но не слишком сильного специалиста, или, наоборот, профессионала со вздорным характером?

— Прежде всего ценю профессионализм. Если человек хороший, но не слишком силен в профессии, оценю его потенциал, желание работать, способность к совершенствованию. Придем к компромиссу — будем работать вместе. К приему на работу у меня индивидуальный подход. Пол и возраст? Непринципиально.

— Окончательное решение как принимаете? Анализируете ситуацию?

— Однозначно да. И еще прислушиваюсь к интуиции.

— Будучи главврачом, можете отказать в просьбе?

— Убеждена: нужно помогать, но и уметь отказывать. Некоторые просьбы нереальны, и это приходится объяснять.

— Руководящая должность накладывает отпечаток на семейную жизнь?

— Не мой случай. Мне еще семь лет назад работа помогла справиться с горем: с головой ушла в нее, когда умер муж. Друзья тогда плечо подставили. Они у меня самые лучшие.

Главврачом стала — дел прибавилось. Но мне не в тягость, нравится работать с людьми, и профессию свою люблю. По натуре я трудоголик.

А дома… командовать некем. Дочь уже взрослая, студентка 4-го курса БГМУ, с ней никаких хлопот — полное взаимопонимание. Человек она очень ответственный. А о своем, женском всегда выкроим время поговорить.

Конечно, как и всякий работающий человек, недосыпаю, где-то меньше отдыхаю, но стараюсь успевать все.

— Научите, как…

— Встаю в 5.30, в выходные тоже. Привычка. Водные процедуры и так далее. Словом, привожу себя в порядок. Чашечка кофе, готовлю завтрак дочери… Каша, фруктовый салат, йогурт. Сервирую стол, люблю, чтобы все было красиво. В 7.00 выхожу, в 7.45 — на рабочем месте. Возвращаюсь обычно в восемь вечера. Отбой — около 23.00. С юности мало сплю. Мне хватает.

— На личную жизнь время остается?

— Всегда. В моей жизни все гармонично. Невозможно женщине быть руководителем, если рядом нет человека, который ее вдохновляет.

— И ничего большего не хотите?

— Да вроде нет. Все есть: и любимая работа, и любимая дочь, и настоящие друзья.

— В роли бабушки себя видите?

— Пока нет.

— А домохозяйки?

— Гипотетически? Если мужчина, которым дорожу, захотел бы, то да.

— Времени на себя было бы больше…

— На себя? Оно у меня и сейчас есть. Люблю за собой поухаживать: сходить в бассейн, салон красоты. Я же женщина!

— А что еще любите?

— Путешествовать. В отпуске. Греция, Испания, Кипр, Крит. Средиземноморье нравится. Мне там комфортно. Атмосфера древности впечатляет. Море роскошное.

— Машину водите?

— Нет. Когда хотела пойти на курсы, не было времени. А теперь нет необходимости.

— У многих девчонок в детстве были кумиры: поп-звез­ды, киноактеры. Вы кем-то восхищались?

— Своим отцом. Его уже, увы, нет. Настоящий был мужчина. Доб­рый. Порядочный. Отзывчивый. Справедливый. И, как у настоящего мужчины, в нем сочетались твердость и доброта одновременно.

— Вы упомянули друзей. У вас их много?

— Ближний круг ограничен. Друзья у меня классные, нас связывает многолетняя дружба. По профессии кто? Не врачи. Я коммуникабельный человек. Много знакомых, приятелей.

— Что не приемлете в окружающих?

— Ложь, непорядочность.

Жанна Казаченок: «К окружающим стремлюсь искренне относиться. Иногда наталкиваюсь на стену. Все мы разные, но когда на добро идет обратная реакция, очень расстраиваюсь, переживаю».

— А чего не смогли бы простить?

— Предательства. Я склонна доверять людям. Но в жизни лучше быть осторожной, непроницаемой. У меня так не получается.

— Разочарования были?

— Были. Помню, когда главврачом стала, неожиданно позавидовали довольно близкие люди. Как поступила? Просто вычеркнула их из своей жизни.

— Вы человек верующий?

— В церковь нечасто хожу. Но стараюсь жить по божеским законам, чтобы не было стыдно за совершенные поступки. Это непросто.

— На критику как реагируете?

— Спокойно. Я самокритичный человек. Недостатки у меня есть. С одним из них, который мне мешает жить, давно борюсь.

— И что за недостаток?

— У меня всегда все на лице написано.

— К кулинарии как относитесь?

— Друзья говорят, что хорошо готовлю. Но днями у плиты стоять не буду — жаль времени. В то же время у меня всегда есть запас продуктов. Люблю прийти домой и приготовить, что захотела.

— И напоследок, боитесь чего-нибудь в жизни?

— Про себя умолчу. А так…болезней близких. Главное, чтобы они были здоровы и в жизни у них все хорошо складывалось.