Молодое советское государство в первые годы своего существования не смогло наладить массовый выпуск печатной продукции. Даже газеты были в дефиците
Тем же, кто желал купить газету для себя, приходилось обращаться к спекулянтам. Они практически полностью подмяли под себя торговлю периодикой. Оптом, часто еще до начала продаж, выкупали все выпуски газет с книжного склада. После этого на улицах появлялись торговцы печатными изданиями. Минские газеты с рук продавали по цене от 25 тысяч до 40 тысяч рублей, а центральные — по 100-120 тысяч. Хотя номинальная стоимость была всего 20-30 тысяч рублей. Доходность таких сделок иногда доходила до 400 процентов.
Чтобы справиться со спекулянтами, открыли при складе продажу газет напрямую читателям. Но даже такой шаг не остановил перекупщиков. В нескольких метрах от заветного окошка они предлагали обладателю газеты цену на четверть выше той, что он отдал за нее. Многие останавливались, быстренько пробегали глазами по страницам и продавали, возвращая таким образом свои деньги с процентами.
Учреждения, получающие газеты, в 1921 году были обязаны возвращать как минимум половину прочитанных экземпляров. Без этого новые номера газет не выдавали.
Не меньшим спросом пользовались у минчан книги и тетради. Большинство сделок проходили на минских рынках, куда свозили библиотеки старых хозяев из окрестных деревень и местечек. Поживиться за счет коллекций пытались как знатоки старины, так и обычные менялы. Первые выкупали практически за бесценок раритетные издания и переправляли их за границу. Вторые скупали учебную литературу. В сентябре 1923 года минской милиции было поручено следить за торговлей литературой на рынках. Предписывалось проверять наличие разрешения на продажу книг, выданного Главлитом Белоруссии. У тех торговцев, кто не предоставит сертификат, вся печатная продукция подлежала конфискации.