Скоро в белорусской столице наступят арабские ночи. Купаловский театр готовит премьеру
— В Купаловском ставите по приглашению театра или это было вашей инициативой?
— По приглашению. Но материал предложил сам. И театр согласился с моим выбором. Пьеса «Арабская ночь» по жанру — сказка для взрослых из «Тысячи и одной ночи». То, чего не хватает в жизни. Какое-то любовно-мистическое приключение.
— Именно поэтому выбрали «Арабскую ночь»?
— Не только. Она белорусская очень в плане обстоятельств. Происходит отключение воды в доме, наступает аномальная жара. Это весьма созвучно с нашей действительностью. Пять разных героев попадают в этот дом и практически не разговаривают друг с другом. Оттого что в будничном мире потребление играет большую роль, люди замыкаются. Среди такой потребительской бытовухи не хватает времени на себя и на других. Люди входят в лифт и не здороваются, отворачиваются. А живут в одном доме, на одном этаже. В пьесе много тем, что мне и нравится. Есть надежда, что все получится, счастье человека с другим человеком возможно. Если не в двадцать лет, так в тридцать, если не в тридцать, так в сорок. Надо только уберечь этот момент, когда он наступит, и не быть эгоистом. Вот мы ходим по улицам. Петя, Маша, Саша, Вася… Кто-то сантехник, кто-то уборщица, кто-то банкир. Каждый имеет свое представление о себе. А в пьесе герои позволяют себе предположить, что, возможно, в другой реальности или в другой жизни они кто-то еще. Король без королевства, спящая красавица, которая проснулась и поняла, что всю жизнь была не той, кем на самом деле является. Эти пробуждения или предположения ролей, сущностей интересны, они позволяют задуматься и зрителям: а те ли мы, кем себя считаем?
— Многие называют тексты Шиммельпфенинга странными, путаными. В «Арабской ночи» диалоги воспринимаются абсурдно, поскольку пятеро персонажей не разговаривают между собой, а озвучивают мысли. Как поможете зрителям разобраться в этом словесном хаосе?
— Ведущее обстоятельство — отключение воды. И при этом — аномальная жара. У героев начинает вскипать кровь, что-то меняется в их сознании. «Открываю лифт, вхожу, где-то шумит вода…» Когда персонаж озвучивает мысль, возникает ощущение, что происходит что-то не то. Что? Как разгадать эту загадку? Люди не знают, кто они и что будет дальше, но пытаются докопаться до истины, почему сегодня день не такой, как обычно. Перемешанные монологи персонажей складываются в симфонию. Этот калейдоскоп придется зрителю крутить самому.
Премьера — 14 марта. Художник-постановщик Александр Вахрамеев. Композитор Александр Литвиновский. В спектакле задействованы Валентина Гарцуева, Екатерина Яворская, Александр Казелло, Александр Молчанов, Виктория Чавлытко, Марина Гардиенок, Александр Павлов, Алексей Чернигин, Сергей Руденя, Сергей Чуб.