Культура

Безумно волшебно

В Музыкальном театре — премьера мюзикла народного артиста России Геннадия Гладкова «Обыкновенное чудо»

Жил-был волшебник. Однажды он женился и вроде остепенился, но все тянуло его на чудачества. Нет чтобы сказать жене: «Я люблю тебя». Так он сочинил сказку о влюбленных Принцессе и Медведе…

Тридцать пять лет назад для телефильма Марка Захарова «Обыкновенное чудо» по пьесе Евгения Шварца композитор Геннадий Гладков и поэт Юлий Ким написали зонги «А бабочка крылышками…», «Давайте негромко, давайте вполголоса…». Наш Музыкальный театр поставил не пьесу, а мюзикл Гладкова, созданный композитором не так давно. Спектакль дышит музыкой. В фильме было пять песен, а сейчас их более двадцати. Тексты новых зонгов написаны все тем же Юлием Кимом.

— Самым сложным для нас было преодолеть актерскую харизму Абдулова, Миронова, Леонова, Симоновой, Васильевой, — сказала режиссер-постановщик Анастасия Гриненко накануне премьеры. — Мы не знали, как бороться со знакомыми по захаровскому фильму интонациями, поэтому решили им не сопротивляться, только добавить своих. Заново перечитали пьесу Шварца и деликатно убрали из диалогов то, что привнес либреттист Ким. На вопрос, кто главнее — Шварц или Ким, однозначно отвечаем: Гладков!

Анастасия Гриненко, режиссер-постановщик:

— Вслед за Шварцем могу повторить: слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец. Но смерть можно победить любовью. Это и есть обыкновенное чудо…

Я люблю сказки. В Музыкальном теат­ре первой моей постановкой был «Айболит-2002». Родилась дочь, и благодаря ей я всегда знала, что интересно детям определенного возраста. Мои спектакли взрослели вместе с дочкой: «Буратино.by», «Приключения бременских музыкантов», «Красная Шапочка. Поколение next». Дочери 12 лет. Наверное, наступает время «Обыкновенного чуда»…

…Увертюра. Генеральный занавес распахнут, а на суперзанавесе, за которым таится страна-сказка, встал во весь гигантский рост витрувианский человек Леонардо да Винчи, символ разума и гармонии (сценография Андрея Меренкова). Намек на эпоху Возрождения легко читается и в костюмах Юлии Бабаевой, которые напоминают архитектурные формы. Надо отдать должное артистам — они легко двигаются по сцене в этих одеяниях, танцуют, дерутся. Даже свита Короля выделывает кренделя (хореограф-постановщик Дмитрий Якубович), не прекращая при этом петь (хормейстер-постановщик Светлана Петрова).

Музыка Гладкова дала мощный импульс театральному танцу. Авторы спектакля ввели в действие балерин — трех химер, которых нет в пьесе Шварца. Химеры не реальные персонажи. Это воплощенные на сцене чувства. Спектакль ансамблевый, в нем нет второстепенных персонажей. Поют все, даже Палач! Премьер-министр бьет степ. Король, видимо, любимый персонаж Геннадия Гладкова, потому как фигура неоднозначная, заводная. Специально для Короля композитор написал 8 вокальных номеров. Жизнь Принцессы и Медведя на сцене сильно усложнена: они ведут музыкальные диалоги, «разговаривают пением». Во втором составе эти роли исполняют студенты БГАИ, молодые артисты Екатерина Мощенко и Эдуард Войнилович.

Любимые фразы актеров

Александр Осипец (Король): «Эй! Плаху, палача и рюмку водки. Водку мне, остальное ему».

Илона Казакевич (Принцесса): «Три дня я гналась за вами, чтобы сказать, как вы мне безразличны».

Олег Прохоров (Медведь): «Не надо было дразнить зверя!»

Три пары — Хозяин (Волшебник) и Хозяйка, Медведь и Принцесса, Трактирщик и Эмилия — создают на сцене поле высокого любовного напряжения. Да тут везде любовь: Король любит дочь, Министр-администратор — себя, Охотник — свою славу…

Геннадий Гладков написал мюзикл не по заказу. Написал потому, что когда-то раз и навсегда влюбился в сказку Шварца. Сегодня на сцене немало произведений, ставящих зрителя в тупик, он не всегда понимает, что же хотел сказать драматург. А у Шварца все вроде очень просто и понятно, но за этим стоит потрясающая глубина чувств и идей.

Николай Макаревич, дирижер-постановщик:

— Я аранжировал мелодии Геннадия Гладкова. С волнением показал композитору свои партитуры 17 января, когда мы ездили в Москву на гастроли. У меня была задача: внести личное отношение к музыке, но оставить мелодии узнаваемыми. Геннадий Игоревич одоб­рил. Так что партитура у нас оригинальная, такого спектакля вы не найдете в театральном пространстве СНГ. Да и такой афиши, как в Минске, — «три Гладкова». Это балет «12 стульев» и два мюзикла — «Приключения бременских музыкантов» и «Обыкновенное чудо».