Столичный провинциал

Зрительный обман

Интересно, что можно рассматривать в увеличительное стекло на продуктовых полках минских магазинов?

Элегантная молодая пара неспешно продвигалась вдоль многометрового изобилия одного из минских гипермаркетов. Наблюдать за ними украдкой было очень интересно. Вальяжные движения, спокойное обсуждение потенциальных покупок со знанием дела и чувством потребительского достоинства. С первого взгляда было понятно, что муж с женой с удовольствием тратят часть своего выходного на шопинг и сам процесс важен для них едва ли не больше, чем результат. Некоторые современные психологи, гипнотизирующие своих пациентов в кабинетах психоанализа, утверждают, что такая «терапия» очень полезна для здоровья. Спорный тезис, частенько итоговая цифра на чеке может вывести из душевного равновесия любого флегматика. Наша пара приостановилась у очередного стеллажа с товаром.

Неожиданно для окружающих дама вынула из элегантной сумочки увеличительное стекло внушительных размеров и направила его на цветастую упаковку с бытовой химией.

Процедура повторялась многократно. В отделе с пивными банками и бутылками стекло перекочевало в руки супруга. С видом старшего научного сотрудника мужчина принялся рассматривать товар сквозь линзу в черной складной оправе. Лично я отношусь к той категории людей, для которых поход в магазин есть вынужденная необходимость, чтобы обменять заработанные деньги на продукты питания и вещи. Поэтому желательно сократить этот процесс до минимума. Долго любоваться на коробки и склянки с помощью специальной оптики нет никакого желания, но обычных очков на носу рядовому покупателю уже явно не хватает.

Наш потомок, изучив культурный археологический слой начала XXI века с удивлением доложит на ученом совете, что далекие предки, то есть мы с вами, обладали исключительной остротой зрения и высокотехнологичным оборудованием для нанесения микроизображений и надписей на разные поверхности. В подтверждение этому продемонстрирует ученый будущего какую-нибудь жестянку, письмена на которой можно разглядеть только под микроскопом. Он легко убедит оппонентов, что нанесение буковок такого малюсенького размера возможно только с применением уникального сверхточного оборудования, которым обладали предки исследователя. Мы могли бы уже сегодня начинать гордиться таким мнением наших потомков о нас сегодняшних, если бы не одно но. Наследники вынуждены будут констатировать, что были мы маленько туповатыми и малообразованными. Посудите сами, какие выводы можно сделать, прочитав надпись на все той же банке или винной бутылке: «Алкоголь противопоказан детям и подросткам до 18 лет, беременным и кормящим женщинам». В кандидатской диссертации будет неоспоримо доказано с фактами в руках, что без постоянного напоминания мы, люди недалекие и безответственные, могли бы плеснуть школьнику стаканчик красненького на завтрак или распить со своей округлившейся на седьмом месяце женушкой бутылку сорокаградусной в сопровождении кружки пива. Ну, объясните вы мне, зачем на бутылках спиртного эта совершенно очевидная информация, неужели мы действительно настолько тупые, что нам нужно постоянно напоминать прописные истины? Такое впечатление, что не станет этой надписи на таре, и мы начнем бухать со своими малолетними детьми, спаивать беременных и кормящих матерей. А скажите на милость, для чего многие упаковки товара стали содержать не только надписи на русском языке, но и перевод текстов на казахский и украинский?

Ясно, что так удобнее только производителю и импортеру, но закон есть закон, и он гласит, что информация на упаковке должна быть четкой и легко читаемой потребителем.

Втиснуть на ограниченное пространство все необходимые данные и угрожающие надписи и так достаточно затруднительно, естественно, что устраивать на коробке словарь народов мира — совершенный абсурд для покупателей. Однако факт, что каж­дая десятая сегодняшняя упаковка — лингвистическое пособие, которое изучать можно исключительно с помощью оптических приборов.

Что в очках, что без них прочесть сведения на многих товарах можно только обладая от природы феноменальным зрением. Может, на это и расчет? Так нас гораз­до легче дурачить. Ну не сможем мы вчитываться в каждую бисерную строчку!

Любители воскресного шопинга продвигались, наполняя тележку товарами и ловя на себе завистливые взгляды покупателей. Оказаться в дураках кому охота: «Молодые люди, одолжите, пожалуйста, на минутку увеличительное стеклышко, мне йогурт купить детишкам надо».