Октябрьский район

Рельсы истории

Те, кто путешествует поездом, ступают на минскую землю в Октябрьском районе. Здесь расположен железнодорожный вокзал

В 1873 году две важные железнодорожные ветви из России в Европу и из Балтики в Украину пересеклись в Минске. Сюда с четырех сторон света стали в огромном количестве поступать товары, прибывать тысячи гостей.

В 1893 году небольшое деревянное здание Виленского железнодорожного вокзала было перестроено в камне. За свою историю оно пережило еще несколько модернизаций. Торжественное открытие современного здания вокзала состоялось на смене тысячелетий — 30 декабря 2000 года.

С Привокзальной площади открывается красивый вид на две башни, называемые «Ворота Минска». На одной башне расположены самые большие в республике часы (диаметр циферблата более3,5 метра). Они были вывезены из Германии как трофей после Великой Отечественной войны. На другой башне — герб БССР. Эти 11-этажные дома были построены в стиле сталинского классицизма по проекту ленинградского архитектора Бориса Рубаненко (1953 год).

Два крупнейших путепровода Минска находятся на границе Московского и Октябрьского районов и проходят над железнодорожными путями. Самый длинный минский мост соединяет проспект Жукова и улицу Аэродромную, а третий по величине — улицу Московскую с проспектом Независимости.

В Октябрьском районе расположено большинство исторических мест, связанных с железной дорогой. Достаточно пройтись от вокзала до площади Мясникова, где появился первый в городе железобетонный мост Либаво-Роменской железной дороги. По нему грохотали поезда, а под мостом с Московской на Захарьевскую улицу (ныне проспект Независимости) сновали конные упряжки и вагончики конки. В послевоенные годы мост был расширен и перестроен. На самой площади Мясникова в 1890 году для служащих железной дороги была построена деревянная церковь Казанской иконы Божьей Матери, получившая название Привокзальной. Перед Первой мировой войной храм был перестроен в камне. К сожалению, в августе 1936 года привокзальную церковь взорвали, а расчищенное от завалов место назвали площадью Мясникова.

Старейший в городе вокзал размещался в районе современной станции Институт культуры и назывался Брестским, или Александровским. Оттуда 16 ноября 1871 года одновременно отправились два пассажирских поезда: один в Москву, другой — в Брест. Первоначально здесь был главный перрон города. К нему в 1914 году прибыл поезд, на котором в Минск приехал Николай II. Правда, в 20-х годах прошлого века Брестский вокзал отошел на второй план, уступив по всем позициям Виленскому.