Образование

Ньютону не снилось

Физику в школах будут изучать на лабораторном и мультимедийном оборудовании общей стоимостью почти в полсотни тысяч долларов

В 2007 году Советом Министров Беларуси была утверждена Программа развития общего среднего образования. В соответствии с документом, до 2016 года планировалось оснас­тить современным оборудованием и средствами обучения, в том числе и электронными, все школьные предметы. Исхудалая материально-техническая база учреждений образования требовала обновления. В учебных классах не хватало демонстрационного и лабораторного оборудования. Порой на уроках физкультуры мальчишки и девчонки не были обеспечены необходимым спортивным инвентарем. Еще хуже обстояли дела с естественнонаучными предметами. Лишь треть кабинетов физики в нашей стране была оснащена в соответствии с требованиями времени и учебной программы. По химии и биологии ситуация и вовсе оказалась плачевной. Кроме того, ученики из года в год показывали плохие результаты на централизованном тестировании по этим предметам. Стоимость респуб­ликанской программы оценили в 900 миллиардов рублей.

Правда, результаты последних лет показали: местные органы власти не справляются с поставленными правительством задачами. Министерство образования Беларуси взяло под контроль обновление материально-технической базы учебных учреждений. Было решено начать с кабинетов физики, химии и биологии. Именно эти предметы в первую очередь требовали специальных средств обучения. На сегодня реализация этого пункта программы потянула на полтора триллиона рублей.

Уже к 1 сентября нынешнего года планируют оснастить часть кабинетов физики. Всего запланировано 222. Специалисты Нацио­нального института образования определили перечень оборудования, которым будет заполнен современный класс.

— Ориентировочно один такой кабинет обойдется государству в 40-45 тысяч долларов, — рассказал начальник отдела обеспечения средствами обучения Национального института образования Андрей Халиманович. — Правда, сумма приблизительная, ведь еще окончательно не проведены тендерные торги на закупку оборудования. Но даже такая стоимость значительно ниже цены кабинета физики в России, хотя начинка отечественного будет лучше.

По словам специалиста института, школьники увидят в новом кабинете много мультимедийного оборудования и компьютерной техники. Рабочее место учителя оборудуют выходом в Интернет. Разработают и специальный софт для компьютера. У педагогов появится возможность вести электронный дневник, а у ребят — посещать сайт кабинета естествознания, где будут размещаться материалы к уроку, электронная библиотека и прочие полезные ресурсы. В новеньком кабинете ученикам покажут фильм по механике.

К маю нынешнего года в Национальном институте образования разработают типовой план кабинета химии. По словам специалистов учреждения, в этом будут свои трудности. Ведь колбы, которые стоят немалых денег, у нас не производят. Есть проблемы и с закупкой реактивов.

— В разработке учебного класса по физике сделали упор на развитие современных информационных технологий, — уточняет Андрей Халиманович.

К примеру, для проведения занятий по астрономии в каждый учебный класс будет закуплен небольшой по мощности телескоп.

— Наличие компьютера и модема позволит учителю прямо на уроке выйти на сайт НАСА и получить картинку, которая заменит немалое количество наглядного материала, печатных плакатов и так далее, — говорит специалист института.

Основная часть оборудования в современном классе — отечественного производства. Не всегда оно дешевле российских или китайских аналогов, зато по качеству не уступает дорогостоящему французскому и немецкому.

— Например, завод «Оптик» готовит лабораторное оснащение для демонстрации раздела учебника «Оптика». Для этого на предприятии используют линзы из оптического стекла. Это не китайское оргстекло, которое в разы дешевле. Кроме того, оформляют упаковку для хранения оптических приборов по ГОСТу — из дерева. Естественно, все это стоит денег, — говорит Андрей Халиманович.

Физические колебания

Современными кабинетами физики оборудуют гимназии и престижные школы

В Минске новыми кабинетами оснастят 2 кадетских училища, Лицей БГУ и лицей БНТУ. Заявку подала и гимназия-колледж искусств имени И.О. Ахремчика. Ведь писать картины и возводить скульптуры без знания законов физики очень непросто. Что касается столичных школ и гимназий, то новомодным оборудованием будут пользоваться учащиеся лишь 33 учреждений. Как рассказали в комитете по образованию Мингорисполкома, первоначально Министерство образования разрешило выбрать сотню школ и гимназий. Правда, после того как была определена примерная стоимость современного кабинета, эта цифра уменьшилась в три раза.

К слову, в столице более 250 учреждений общего среднего образования. Решить, кому положен новенький кабинет, а кому — нет, было непросто. Определили критерии отбора. Если учреждение имеет хорошие показатели в олимпиадном и научном движении воспитанников, а педагоги поощряются грантами и благодарностями, то такая школа достойна современного учебного класса. Обращали внимание и на наполняемость заведения.

— Эффективнее будет оснас­тить новым кабинетом школу с наполняемостью в тысячу человек, чем малокомплектное учреждение с 250 учащимися, — подчеркнули в комитете по образованию.

В результате качественного отбора дорогостоящие кабинеты физики достались в основном гимназиям и престижным школам. Так, например, в Заводском районе счастливчиками стали только 2 учреждения. В районном управлении переживают: в гимназиях и так учатся мотивированные ребята, может, стоило бы обустроить кабинеты в обычных школах, таким образом подтягивать уровень знаний по естественнонаучным предметам у слабых ребят? Ведь ученики видят лишь сухие формулы, не умеют сопоставлять их с явлениями природы. А без этого трудно вызвать интерес и любовь к предмету.

В комитете по образованию считают: высокотехнологичные кабинеты появятся там, где педагоги смогут в полной мере использовать возможности современного оборудования.

Есть мнение

В управлении образования администрации Заводского района рассказали, что весомую помощь в обновлении материально-технической базы школ оказывают родители учащихся. Они закупают компьютерную технику, частично оплачивают косметический ремонт учебных кабинетов. Кроме того, необходимое для учреждений оборудование приоб­ретается и за счет местного бюджета. Сейчас школы нуждаются в телевизорах и мультимедийных проекторах. Особой статьей расходов является приобретение копировальной и печатной техники. Для школы уже не достаточно одного принтера и копира. Администрации учреждений образования считают: если бы бумажной работы было меньше, не потребовалось бы приобретать несколько экземпляров дорогостоящей техники.