Социум

Танцующая в темноте

По жизни надо не идти, а парить, даже если вокруг сплошной мрак. Так считает инвалид по зрению Людмила Кулякина

Ослабленное зрение у Людмилы Кулякиной с рождения. Однако инвалидность девочке не поставили. Поэтому детство Люды проходило, как у здоровых сверстников. Посещала общую среднюю школу. А в свободное время занималась фигурным катанием.

— В 1974 году пошла учиться в школу-магазин № 36 по подготовке младших продавцов Первомайского райпищеторга. После окончания трудилась продавцом. А спустя некоторое время устроилась лаборантом в Институт электроники Национальной академии наук, — рассказывает собеседница.

Ожидал девушку и счастливый брак. В 24 года Люда узнала, что беременна. Врачи предупреждали: зрение может совсем испортиться. Однако та докторов не послушала. Благо на здоровье мамочки появление ребенка никак не сказалось.

Вскоре у Людмилы умер после тяжелой болезни муж. Денег в семье катастрофически не хватало. Снимать жилье стало не за что. Женщина попросила на работе выделить комнату в общежитии. Мимо несчастья коллеги не прошли. Однако новому жилью Люда обрадоваться не успела: пришла беда. У нее резко стало падать зрение — сказались сильные стрессы. Врачи, к которым обратилась, направили на операцию.

— Я тогда плакала целыми днями. Но не от боли, а от страха и отчаяния. Боялась, что не увижу, какой вырастет моя доченька, — вспоминает женщина.

Страхи оказались напрасны. Зрение медики восстановили, однако предметы Людмила стала видеть раздвоенными. Врачи объяснили: у пациентки вегетососудистая дистония. Привыкла, смирилась. Вскоре вернулась на работу. А чуть позже решила строить однокомнатную квартиру:

— Чтобы выплатить деньги за жилье, бралась за разную подработку. Не стеснялась трудиться посудомойкой в ресторане.

Материальная ответственность за семью потихоньку возвращала ее к нормальной жизни. Вскоре вернулась в спорт, начала заниматься теннисом. Перестала отказывать старым друзьям во встречах. Стала ухаживать за собой. Маникюр, укладка, женственное платье — иначе Людмила Кулякина себя уже не представляла.

Людмила Кулякина уверена: незрячий человек может сам позаботиться о себе. И даже оказать помощь близким. Например, одна незрячая минчанка — мама троих детей. Ребятишкам она сама готовит еду, гладит рубашонки, гуляет с ними на улице.

— Горе закалило меня. Я стала очень сильной, — признается она.

У нее возникло желание помогать незрячим людям. Поначалу оказывала поддержку знакомым инвалидам. А вскоре за помощью стали обращаться посторонние.

— Поскольку я переживала те же эмоции, что и эти люди, мне было легче их понять. Знаю, что после трагедии каждому хочется закрыться у себя в квартире и никого не видеть. Руки опускаются. Выйти из такого состояния очень сложно, — рассказывает собеседница.

В первую очередь Людмила решила «вызволять» подопечных из квартир, устраивала совместные походы по городу.

Спустя время Кулякиной предложили возглавить Советскую районную организацию ОО «Белорусское товарищество инвалидов по зрению». Вдохновившись, Людмила решила полностью посвятить себя незрячим. Устроилась слесарем на ЧУП «Светоприбор», поддерживает работающих там инвалидов. Кроме того, ее пригласили поработать реабилитологом в отделении дневного пребывания для инвалидов Территориального центра социального обслуживания населения Советского района.

— Одна подопечная, бывший журналист, начала писать стихи. Другая увлекается вязанием, а мужчина, который занимается у меня, любит вырезать крохотные фигур­ки грибов из каштанов, — делится Людмила.

Специалист рассказывает, что учит подопеч­ных быть оптимистами. Если обычный человек идет по жизненной дорожке более уверенно, то инвалид должен над ней парить.