Испытано на себе

Английский как экзамен

Как у меня прошел выпускной экзамен по английскому языку

Слухи о введении обязательного экзамена по иностранному языку гуляли по школьным коридорам задолго до официального сообщения. Когда же это свершилось, занервничали даже учителя.

Каждый из выпускников готовился как мог. Кто-то весь год тренировал произношение, общался в Интернете с иностранцами, писал мини-сочинения, читал Шекспира в оригинале. Но к этой категории относятся наиболее старательные, которых обычно называют ботаниками. Большинство же моих друзей работали в «эконом-режиме» и основную подготовку отложили до последних дней перед экзаменом — дней усиленной зубрежки…

У нескольких классов, в том числе у моего, экзамен начинался в полдевятого. Но уже задолго до времени Х возле аудиторий столпились десятки уставших школьников. Синие круги под глазами свидетельствовали о непростой ночи. Но было полно и беззаботно болтающих ребят, которые решили поберечь свои нервные клетки для предстоящего централизованного тестирования. Я же с самого утра ощущала неуверенность: переживала, что вытяну сложный билет. Аудирование и чтение меня не пугали, а вот «не та» тема для устной речи могла все испортить. Да еще учительница по английскому, которую я встретила по дороге в лицей, расстроила. Рассказала историю о медалистке, которая, сдав все предыдущие экзамены на 9 и 10, еле-еле получила 7 на экзамене по иностранному языку и попрощалась с желанным «золотом». Я тут же вспомнила о своем в то время еще воображаемом аттестате с отличием…

На белом прямоугольнике число 15. Я двинулась к членам комиссии, мысленно посылая молитвы всем известным мне богам. Назвав номер билета, все еще на­деялась, что мне попадется тема о моде или экологических проблемах современности, о которых могу говорить без остановки. Но мне предложили рассказать о белорусских традициях и обычаях. Нет, вы не подумайте, обычаи мне тоже хорошо знакомы. Но в один момент все мысли покинули голову, и я, присев за свободную парту, стала посылать сигналы SOS одноклассникам, которые в тот момент находились в аудитории: «Андрей! Андрей! Я вытянула национальные традиции, не представляю, о чем говорить!» — «Традиции? Мне вообще кухня попалась…» — пробурчал сосед.

Пришлось сосредоточиться. Начала с текста. Он оказался несложным — о юбилее Кембриджского университета, его известных студентах. Черкнув на черновике парочку ключевых фраз, пересела за соседнюю парту, чтобы пройти ауди­рование.

Совершенно не так себе его представляла. Мне казалось, что вся группа будет слушать один и тот же текст и каждому придется отвечать на отдельные вопросы. На деле же для каждого были подготовлены индивидуальные записи. Поэтому мы по очереди подходили к магнитофону, надевали наушники и старались разобрать, о чем говорит диктор.

Мне попалась история о девушке, которая мечтала стать суперзвездой и однажды попала на телевидение. Прослушав небольшой рассказ первый раз, я осталась горда собой. Абсолютно все слова были мне понятны, да и у девушки оказался очень приятный и разборчивый голос. Не то что у того американского японца или шепелявого старичка, чьи беседы мы слушали на протяжении всего учебного года…

Я вернулась на место, чтобы наконец-то придумать хотя бы пару фраз на свою «традиционную» тему.

Как ни странно, волнение куда-то исчезло. Наверное, из-за доброжелательной атмосферы  на экзамене. Я бойко озвучила заготовленные ответы и без труда получила свои девятки по чтению и аудированию. Когда же настало время рассказывать о белорусских обычаях, неожиданно для себя начала описывать Купалье и Радуницу. Говорила все, что смогла придумать на ходу. Мне стали задавать вопросы. О Новом годе, британских национальных праздниках. Ответила. Правда, порекомендовать туристам какие-нибудь белорусские сувениры так и не смогла. Но даже этот обидный недочет не смог лишить меня заветной третьей девятки.

В общем, экзамен оказался похож на обыкновенный контрольный урок. Не было какой-то особой торжественной серьезности, как, например, на математике. Как бы я могла охарактеризовать свой экзамен по английскому языку? Наверное, так: пришла, ответила, победила.

Анастасия ДАНИЛОВИЧ, выпускница