Было время

Первым делом самолеты

Сто лет назад минчане платили за возможность полюбоваться аэропланом, а в 1980-х — за возможность полакомиться сладостями в его салоне

Полетай нас, Уточкин

В 1891 году состоялось одно из первых авиашоу в городе. В Губернаторском саду (ныне Цент­ральный детский парк имени Горького) авиатор Древницкий обустроил площадку для запуска своего воздушного шара. Его накачали горячим воздухом от железной печи, которую топили соломой. Для гостей, купивших билет за 40 копеек, были поставлены в первых рядах специальные скамейки. Остальные зрители наблюдали за действом с окрестных возвышенностей. 26 сентября господин Древницкий взмыл в небо, поднялся на «значительную высоту». Но вскоре шар начал морщиться и наклоняться на бок. Тогда же состоялась и кульминация авиашоу — прыжок с парашютом. Газета «Минский листок» писала: «Первый момент падения был особенно быстрый, затем парашют раскрылся, и падение стало затягиваться. Фигура Древницкого ясно вырисовывалась на воздушном фоне и колыхалась, будто маятник».

В 1893 году свое мастерство демонстрировала воздухоплавательница Янина Мей. В 6 часов вечера шар поднялся в минское небо и поплыл в сторону Комаровки. Там над пустырем Мей спрыгнула. Парашют раскрылся, но при приближении к земле Янина потеряла сознание. Ее начало бросать из стороны в сторону. Неудачный прыжок «окончился вывихом ноги, ушибом бедра и общим сотрясением».

22 августа 1910 года на Комаровском поле состоялся полет авиа­тора Ранка. Все билеты на шоу были раскуплены, а посмотреть выступление пришли тысячи минчан. Ранк завел мотор, самолет вырулил на взлетное поле. В это же время толпа зевак прорвала цепь полицейского оцепления и выбежала к самолету, вынудив авиатора остановиться. Трижды он пытался взлететь, и трижды ему это не удавалось. На четвертой попытке самолет оторвался от земли, развернулся и рухнул на зрителей. В результате авиакатастрофы пострадали десятки горожан. К сожалению, не обошлось без жертв. От полученных ран в больнице скончался портной Элья Фельдман. Ранка вместе с помощником арестовали. Проведенное расследование доказало его невиновность. Причиной трагедии посчитали неудачное стечение обстоятельств.

Через 8 месяцев с того же поля взлетел известный русский авиа­тор Сергей Уточкин. Его «Фарман» благополучно поднялся на 150 мет­ров. Уточкин долетел до Комаровского леса (ныне район площади Бангалор), развернулся и благополучно приземлился. Во время второго вылета он сбросил пакет точно в очерченный круг. В третий полет Уточкин взял с собой двух смельчаков минчан. Это выступление было заснято на кинокамеру и впоследствии демонстрировалось в кинотеатрах.

Первыми посетителям «Икара» стали учащиеся средней школы № 71, которых пригласили в кафе работники треста столовых Октябрьского района.

 

Была команда «Воздух!»

Как оказалось, авиации было определено особое место в истории XX века. Она продемонстрировала свой военный потенциал. Во время Первой мировой войны Минск впервые подвергся бомбовому удару. В ночь с 1 на 2 октября 1915 года минский железнодорожный вокзал бомбил цеппелин, а 6 января 1916 года на город сбросили свой смертоносный груз германские самолеты.

Следующий раз бомбы падали на город в июне 1941 года. 24 июня началась массированная бомбардировка. В тот день были выведены из строя электричество, водопровод, прекратили работу хлебозаводы и магазины, остановился городской транспорт. Пожары, раздуваемые сильным ветром, охватили значительную часть Минска. Многие дома превратились в груду развалин.

Приземлились на постаменты

В мирное время авиация все больше входила в жизнь горожан. Из Минска в разные города ­СССР отправлялись воздушные суда. Долететь можно было как до Владивостока, так и до Барановичей. К концу 1970-х мощностей аэропорта перестало хватать. Поэтому часть столицы выросла за десятки километров от центра и кольцевой дороги. Это поселок Сокол, возникший в 1983 году как территория для проживания работников нового аэропорта Минск-2.

Но не только на взлетном поле можно было встретить самолеты. Сразу после освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков на площадке за со­временным Домом офицеров была организована выставка трофейной техники, захваченной в ходе освобождения Беларуси. Там были танки, пушки и самолеты. Просуществовала она недолго: ненавистную технику переплавили. Лишь 3 июля 1977 года в музее истории Великой Отечественной войны появилась полюбившаяся многим выставка под открытым небом. Одним из главных ее экспонатов был транспортный самолет ЛИ-2. Ныне он приземлился перед новым зданием музея, который строится у стелы «Минск — город-герой» на проспекте Победителей.

В 1978 году на средства учителей, учеников и их родителей на территории средней школы № 65 (ныне гимназия № 30) был сооружен мемориал, запечатлевший в бетоне и металле героический подвиг летчика-штурмовика старшего лейтенанта Бориса Окрестина, чье имя носит школа. С тех пор во дворе взлетает в небо самолет МиГ, являющийся составной частью этого памятника.

В 1983 году в Курасовщине на улице Корженевского приземлился ТУ-134. Это была мечта детворы того времени. В салоне самолета работало детское кафе «Икар». За небольшими столиками могли одновременно поместиться 52 посетителя. Изнутри оно было украшено полотнами и фотографиями, рассказывающими историю авиации. Первыми в списке покорителей неба были нарисованы Икар и его отец Дедал — герои древне­греческих мифов. Затем воздушный шар братьев Монгольфье, первые гражданские и военные самолеты, героические страницы истории Великой Отечественной войны и покорения космоса.

Официантки были одеты в форму стюардесс «Аэрофлота». Фирменные напитки «Млечный путь» и «Солнышко», мороженое с печеньем «Вселенная», с шоколадом — «Космический дождик», с вареньем — «Облачко», с орехами, шоколадом и печеньем — «Созвездие», сахарный крендель «Космический», рулетик с маком «Лунный» — все это могли попробовать юные мечтатели. Многие минчане вспомнят, что в нем продавались дефицитные глазированные сырки, ради которых в «Икар» родители привозили детей со всех концов города. Помимо вкусностей, непоседы могли изучить самолет изнутри и снаружи, посидеть за штурвалом. К их услугам был и небольшой игровой городок. Главными его достопримечательностями были горка «Голова богатыря» из «Руслана и Людмилы», или, как ее еще называли, «Черномор», «Избушка на курьих ножках» и «Ракета». Последняя должна была работать фонарем и освещать окрестности. Но начинку не подсоединили. Попасть же внутрь можно было через люк в полу, а затем подняться по лесенке на самый верх до иллюминаторов.

Кафе проработало до 1987 года. Позднее в нем открылся тир «Юный снайпер». В 1994 году самолет и детскую площадку демонтировали, а на их месте возвели дом № 33 из трех корпусов.

 

Крылатый музей

4 июля 2009 года в поселке Боровая Минского района состоялось торжественное открытие Музея авиационной техники при Центральном аэроклубе ДОСААФ имени дважды Героя Советского Союза Сергея Грицевца. Это первый в Беларуси подобный музей под открытым небом. Более 30 самолетов и вертолетов выставлено для всеобщего обозрения. В некоторых из них можно даже посидеть на месте пилота, изучить внутреннее пространство. Среди них есть крупнейший в мире серийный транспортный вертолет Ми-26, сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла Су-24, самолет радиоэлектронной борьбы Як-28ПП. Также в музее есть детали машин времен Великой Отечественной войны, обнаруженные в Беларуси, — штурмовика ИЛ-2 и бомбардировщика Пе-2.