Культура

Труба зовет

После реконструкции голос органа Белорусской государственной филармонии станет чище, а пульт управления — легче и мобильнее 

Над инструментом, который в нынешнем году справил 50-летний юбилей, сейчас колдуют немецкие специалисты: чистят, продувают, выравнивают латунные и медные трубы, отрезают деформированные элементы, ставят новые, где нужно, производят спайку. По сцене боязно ступить: того и гляди наткнешься на аккуратно уложенные музыкальные «снаряды». Но вид разобранного гиганта дорогого стоит. За полвека он стал настоящим символом филармонии. Недаром его трубы украшают эмб­лему заведения.

Несколько лет назад орган уже пережил один ремонт. Из-за реконструкции здания филармонии духовой инструмент полтора года стоял практически под открытым небом: меняли крышу. И хотя он был зашит от неблагоприятных погодных условий металлической конструкцией, такой стресс не мог не сказаться. Пыль, строительный мусор, попавшие на инструмент, повреждения, нанесенные в процессе эксплуатации — все это требовало устранения. Тогдашний мастер Станислав Чернявский, присматривавший за органом на протяжении почти полувека, сам занялся ремонтом. Благодаря его умениям работы обошлись всего в 13 миллионов рублей, в то время как изначально планировалось потратить более 200 миллионов.

— Спустя восемь лет мы протестировали орган с помощью специалистов из разных стран. В частности, доктора Эберхарда Хилзе из Германии — одного из лучших органных интонировщиков в Европе. Он подтвердил, что инструмент нуждается в реконструкции, — рассказывает художественный руководитель Белгосфилармонии Юрий Гильдюк. — Министерство культуры пошло нам навстречу. Из госбюджета выделили на работы 800 миллионов рублей. Чтобы не жертвовать концертным сезоном, было решено провести реконструкцию в два этапа. Первый проходит сейчас и включает в себя замену пульта управления, устранение дефектов и интонировку примерно половины из шести тысяч труб. Оставшаяся часть работ по окончательной настройке и ремонту органа будет завершена летом 2014 года.

Новый пульт немецкой фирмы Orgelbau Fleiter уже установлен. Сделан он по аналогии с предыдущим. С той лишь разницей, что вся начинка теперь электронная. Это избавит сцену от множества проводов, подключенных к старому, электромеханическому, управляющему устройству. Благодаря сокращению составных элементов уменьшится время между нажатием клавиши на мануале (клавиатуре) и выходом звука из труб. Проще говоря, новый пульт должен не только ускорить работу органа и облегчить тем самым творческую задачу органиста, но и сделать звучание громче и чище. Кроме того, электронный элемент управления чуть меньше в размерах и, что самое главное, мобильный. По мере необходимости его можно перемещать, что экономит сценическое пространство и расширяет потенциал для проведения концертов.

Старый пульт временно расположился в кармане сцены. По мнению Юрия Гильдюка, устройство вполне заслуживает того, чтобы стать музейным экспонатом. Ведь на нем играли выдающиеся органисты с мировым именем.

— Мы думаем, правильно было бы рядом с пультом разместить портреты первого органиста филармонии блистательного Олега Янченко и первого мастера Станислава Чернявского, которого можно назвать истинным хранителем органа. Он следил за своим детищем. И со стороны музыкантов никогда не было нареканий на работу инструмента.

Орган чешской фирмы Rieger-Kloss, входящий в число крупнейших концертных органов Европы, начал звучать в стенах филармонии весной 1963 года. Духовая система инструмента насчитывает 107 регистров, 6.366 звучащих труб, а управление осуществляется посредством пульта с педалью и четырьмя мануалами (клавиатурными блоками). Высота органа сравнима с размером четырехэтажного дома.