Профсоюз

Тяга к лучшему

08,02,01За что авторский коллектив Минского завода колесных тягачей получил недавно Государственную премию Республики Беларусь в области науки и техники

OLYMPUS DIGITAL CAMERAОбщее количество лауреатов Госпремий СССР и Республики Беларусь в истории предприятия исчисляется десятками. Ведь созданный в 1991 году завод колесных тягачей в 2014-м готовится отпраздновать свое… шестидесятилетие.

 

— Действительно, в следующем году предприятию исполнится 60 лет, — подтверждает председатель профсоюзного комитета ОАО «Минский завод колесных тягачей» Александр Меркуль. — Отсчет своей истории ведем с 23
июля 1954 года, когда приказом директора Минского автозавода было создано специальное конструкторское бюро № 1 по тяжелым колесным артиллерийским тягачам и двигателям к ним. А в 1991-м —
образовано отдельное предприятие. Но мы все равно считаем себя мазовцами. Я и сам в 1970-е годы начинал здесь трудовой путь с рабочей специальности. И только спустя десятилетия занялся профсоюзной деятельностью.

— Наше предприятие уникальное, экспортоориентированное, выпускает очень серьезную технику, — рассказывает Александр Владимирович. — По­этому культуре производства, в том числе созданию достойных условий труда, уделяется много внимания. Так, в прошлом году сделали ремонт одного из заводских корпусов. Теперь там и зимой можно работать в легкой одежде. Сейчас идет модернизация второго корпуса. Утепляют фасад и крышу, установили новые системы вентиляции. Отремонтированы и обновлены две из трех заводских столовых. Сегодня даже в гардеробах установлены кондиционеры, чтобы человек в комфортных условиях мог сменить спецодеж­ду на повседневную. Ведется и модернизация самого производства, устанавливается новое оборудование. А в совокупности эти аспекты создают культуру производства.

Рассказывая о Минском заводе колесных тягачей, стоит вспомнить, что образованное в 1990-е годы предприятие изначально не имело никаких социальных объектов: в период развала СССР таковых уже не строили. Однако прошедшие десятилетия показали и доказали: для закрепления квалифицированных работников одной высокой заработной платы недостаточно. На МЗКТ это поняли очень быстро, и во времена, когда многие предприятия стремились избавиться от затратной социалки, здесь ее создавали. Общежития, детский оздоровительный лагерь для предприятия не обуза, а возможность привлечь и удержать специалистов. Тем более что общегородская проб­лема нехватки кадров не обошла завод стороной.

— Да, нам еще не хватает работников, — подтверждает председатель профкома. — Завод действует в 2-3 смены, объемы работ и планы очень большие. Поэтому нам требуется еще около трехсот рабочих. На предприятии разработаны программы поддержки молодежи, активно сотрудничаем с учебными заведениями. Если молодой человек с высшим образованием хорошо учился и пришел к нам по направлению, то первые полгода он получает доплату. Если за это время покажет себя хорошим работником, надбавка становится постоянной. Доплата предусмотрена и для выпускников училищ, колледжей и лицеев, поскольку на первых порах они не могут трудиться в том же темпе, что и опытные рабочие.

 

  •  Когда МЗКТ в 1991 году вышел из состава МАЗа, у предприятия было всего одно общежитие. Недавно завод приобрел два общежития подшипникового завода. Сейчас там идет реконструкция. В перспективе один из интернатов станет семейным, а второй приютит молодых специалистов.

 

Ведется и строительство жилья.

— Когда несколько лет назад мы сдали первый дом, на предприятие стала приходить молодежь — за полтора года коллектив увеличился на 450 человек, — поясняет председатель профкома. — Поэтому возможности для строительства жилья будем искать и дальше. Для завода, приносящего стране валюту, это очень важно.

Ну и, конечно, большая забота профсоюза — организация досуга. Не секрет, что окончания рабочих смен с нетерпением ждут торговцы горячительными напитками. А труженик с похмелья способен внести значительный вклад разве что в статистику производственного травматизма. На переднем крае борьбы с вредными привычками — спорт.

— Буквально неделю назад мы подвели итоги заводской спартакиады. По 23 видам спорта! — с гордостью говорит Александр Меркуль. — Да, у завода нет своих спортивных объектов. Но мы сотрудничаем со школами, используем возможности нашего оздоровительного лагеря, принадлежащую предприятию базу отдыха «Березка», где проводим и спартакиаду, и турслеты. Пользуемся городскими спортивными объектами. И если еще в прошлом году профсоюз покупал абонементы в бассейн и уговаривал людей туда ходить, то сегодня многие приходят в профком и просят такой квиток. Выкупаем время в крытом катке, и наши работники с семьями катаются там на коньках.

 

  •  Сегодня в ОАО «Минский завод колесных тягачей» работают более 5 тысяч человек. Из них 97,7 процента — члены профсоюза. По словам председателя профкома, уговаривать новых работников вступить в первичную организацию не нужно — ведь работа профсоюзного комитета строится на конкретных делах, которые видны каждому. На предприятии действует коллективный договор, включающий в себя немало возможностей социальной защиты человека труда.

 

Отдельную спартакиаду проводим в общежитиях. Футбол, волейбол, теннис… Если раньше порой возникали вопросы с поведением там проживающих, то сегодня подобные случаи практически исключены.

Александру Владимировичу приходится помогать не только заводчанам, но и жителям немалого микрорайона — председатель профсоюзной организации одно­временно и депутат Мингорсовета.

— О проблемах и достижениях Заводского района знаю не понаслышке, сам живу здесь с 1978 года, с тех пор как поступил в техникум, — говорит Александр Меркуль. — И горжусь им, потому что именно здесь расположены могучие предприятия, формирующие бюджет города. С какими вопросами приходят избиратели? С теми же, что и в профсоюз, — житейскими. Большинство из них решаем в рабочем порядке, за что хотелось бы поблагодарить директоров наших ЖЭС. Но больше всего меня радует, что у нас в районе строят и реконструируют спортивные объекты. Гордостью района, без сомнения, станет «Чижовка-Арена», и как председатель профкома уже планирую организовать там массовые катания для наших работников.

 

За разработку и освоение производства автомобильной техники для ракетных комплексов главный конструктор СКБ-1 Борис Шапошник был удостоен званий Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий СССР. Лауреатами Государственной премии СССР в разные годы стали еще 20 работников предприятия, причем трое из них удостоены этого звания дважды.
А буквально на днях Государственной премии Республики Беларусь в области науки и техники был удостоен авторский коллектив МЗКТ в составе Андрея Головача, Юрия Николаева и Евгения Горко.