Есть проблема

Притянуто за уши

15-01-01-02Чрезмерное увлечение наушниками может стоить меломану не только здоровья, но и жизни

15-01-01-02Все больше молодых людей (и не только!), собираясь по делам в город, обязательно берут с собой наушники. А что, это же так удобно! Присоединил их к МР3-плееру или мобильному телефону, выбрал любимые песни, включил — и наслаждайся. И время по пути на учебу или работу скоротаешь, и хорошее настроение приобретешь.

То, что молодежь взяла на вооружение наушники, очень даже неплохо для нас, окружающих. Все-таки благодаря этому устройству мы избавлены от порой сомнительного удовольствия слушать музыку вместе с меломанами. Как это происходило, например, в 1980-е, в эпоху кассетных магнитофонов. Молодежные компании были не прочь заявить о себе и таким образом: врубить кассетник на полную мощность в общественном транспорте, на детской площадке. А еще во дворе поздним вечером, а то и ранним утром — дело ж молодое! При этом ребята далеко не всегда соглашались выключить магнитофон или хотя бы уменьшить звук. Сколько на этой почве разгоралось конфликтов!

А сейчас тишина. Только проводочки из ушей свисают у каждого второго. В общественном транспорте спросишь у стоящей впереди девушки, не выходит ли она, — никакой реакции. Легонько хлопнешь по плечу — оборачивается, смотрит ошалело, непонимающе. А-а-а, ясно — под копной волос притаились наушники, вот она  и не слышит ничего.

Впрочем, наушники — полезное, в общем-то, изобретение — совсем не так безопасны, как кажется на первый взгляд. Во-первых, медики предрекают резкий рост числа заболеваний уха. Так произошло в США, которые раньше нас столкнулись с данной проблемой. В некоторых случаях снижение слуха у молодых людей оказывалось необратимым и приводило к полной глухоте.

Во-вторых, ситуация на дорогах — и без того напряженная — может еще более накалиться. По данным международных исследований, безопасность пешехода при пересечении проезжей части в первую очередь зависит от соблюдения им и водителем Правил дорожного движения, а во вторую — от остроты слуха. Но какая уж тут острота, если с помощью наушников человек добровольно изолирует себя от окружающего мира?

На мой взгляд, стоит задуматься если не о законодательном запрете, то хотя бы об ограничении использования наушников на улице. Это опасно для жизни: человек с закрытыми ушами ничего не слышит, а значит, не способен вовремя среагировать на опасность. Подтверждением тому служит опять-таки американский опыт: за последние 10 лет количество погибших или получивших тяжелые увечья молодых людей с наушниками увеличилось втрое. Так нужно ли ждать чего-то похожего у нас?

Ограничения на использование наушников введены во многих странах. В Японии запрещены направляющие звук к барабанным перепонкам «капельки». В Израиле нельзя использовать плееры с наушниками во время вождения автомобиля. В Черногории по закону «О безопасности на транспорте» при переходе улицы наушники необходимо снять.

Светлана Козлова, заведующая отделением слухо­протезирования ГУ «Республиканский научно-прак­тический центр оториноларингологии»:

15-01-02-02— Известно ли вам, что во многих европейских странах считается неприличным, если человек находится в общественном месте в наушниках? Из-за того что он сознательно отключается от внешнего мира, к нему невозможно обратиться.

Наушники — изобретение далеко не безобидное. Особенно опасны внутриканальные, известные в обиходе как «затычки», «капельки». Наш орган слуха устроен так, что при воздействии громкого звука включается защитный аппарат уха, помогающий избежать травмы. А при применении «затычек» полностью закрывается вход в наружный слуховой проход. Звуковая волна сразу попадает в среднее ухо и далее — во внут­реннее. При длительном использовании наушников это приводит к акустической травме.

Особый вред «затычки» наносят в метро. Предельно допустимый уровень шума для человека — 80 децибел (дБ), звуки громче считаются потенциально опасными. Если ехать в поезде метрополитена и пользоваться наушниками, уровень шума достигает 110-120 дБ — это равносильно работе двигателя реактивного самолета. Можете представить, какая нагрузка выпадает на уши.

Чаще ли обращаются к нам за помощью люди в возрасте до 30 лет? Да, рост есть. У молодежи отмечается снижение слуха, что обычно присуще пожилым пациентам. Кроме того, многие юноши и девушки жалуются на шум в ушах.

Николай Николаевич, водитель:

— Лично мне люди с наушниками еще насолить не успели. А вот один знакомый рассказывал, что только чудом не сбил парня с проводами в ушах, — тот переходил дорогу, когда мигающий желтый сигнал светофора готовился смениться на красный. Пребывал в мире музыки и чуть не отправился в мир иной. Поэтому, как только замечаю таких пешеходов, стараюсь быть начеку — мало ли что.

Татьяна Харлинская, руководитель пресс-службы ГАИ ГУВД Мингорисполкома:

15-01-03-02— Наши сотрудники не раз наблюдали такую картину: молодые люди с наушниками в ушах переходят дорогу, а по сторонам не смотрят. Они даже не слышат, что их предупреждают об опасности водители! Соответственно, риск ДТП возрастает. Заслушавшись, можно и на красный сигнал светофора пойти, что приведет к самым плачевным последствиям. На улице порекомендовала бы вообще отказаться от наушников. Где бы ты ни был, — на тротуаре, пешеходном переходе или остановке общественного транспорта, — надо следить за тем, что происходит вокруг. От этого зависят здоровье и жизнь человека.

Что касается ДТП с участием пешеходов в наушниках, то они в столице случались, но нечасто. Однако малое их количество не повод для самоуспокоения. Раз такого рода аварии происходили, надо работать над тем, чтобы они не повторялись.

Приведу такой пример. Во Фрунзенском районе несколько месяцев тому назад мы провели акцию: останавливали машины и вместе со специалистами центра гигиены и эпидемиологии замеряли уровень громкости музыки в салоне. Предупреждали водителей, что бьющие по ушам децибелы не позволяют адекватно оценить дорожную ситуацию и могут стать причиной ДТП. В принципе водителям это известно и без нас, они всё понимают. Но некоторые не воспринимают проблему всерьез.

А ведь у нас еще и велосипедисты любят пользоваться наушниками! Едут, ничего не слышат и не видят.

Статьи закона, по которой можно было бы оштрафовать за использование наушников или слишком громкую музыку в салоне, в нашей стране нет. А если бы такое положение в законодательстве появилось, поддержали бы его.