Новость дня Час пик

В полном составе

01-01-01-13Белорусская железная дорога планирует внедрить многоразовые смарт-карты для оплаты проезда в поездах городских линий. Какие еще новшества готовятся для удобства пассажиров?

09-01-01-13Наверняка постоянные пассажиры железнодорожного транспорта заметили, как быстро он сегодня обрастает всевозможными техническими новинками. Еще несколько лет назад современные швейцарские поезда Stadler вызывали массу восторгов и удивления, сегодня же они воспринимаются скорее как вполне закономерное развитие средств сообщения. То же самое и с приобретением билетов через Интернет. Поначалу процедура эта порождала у скептиков недоверие, однако сейчас к ней стали обращаться все больше людей. Для сравнения: в 2012 году проездные документы в Сети приобрели 123.600 человек, в 2013-м эта цифра достигла 600.000. Причем специалисты отмечают непрерывный рост спроса на электронные виды услуг:

— Если в январе прошлого года на нашем сайте было куплено 25.000 билетов, то в декабре — 60.000, — говорит начальник отдела координации работы вокзалов пассажирской службы управления БЖД Денис Тонконог. — Наиболее активные покупатели — молодые минчане.

Без нововведений не обойдется и в 2014 году. Специалисты главным образом будут трудиться над тремя направлениями: автоматизированной системой контроля посадки, расширением сети терминалов самообслуживания, а также внедрением смарт-карт. И вот что должно получиться.

Наиболее активные пользователи электронных услуг БЖД — молодежь, среди регионов новые технологии быстрее всего осваивают жители Минска.

У аппарата!

09-01-02-13Очереди в нашей стране — явление трудноискоренимое. Может, это ностальгия по прошлому, специфика менталитета или же нежелание знакомиться с новинками техники. Особенно большая нагрузка приходится на кассы железнодорожного вокзала. В часы пик к окошкам выстраиваются змейки из нескольких десятков человек. И это в то время, когда уже не первый год пассажирам доступна услуга приобретения билетов через Интернет или в терминалах самообслуживания.

— Первые устройства для покупки билетов на поезда региональных линий экономкласса появились на железнодорожных вокзалах Минска и Витебска, — говорит Денис Тонконог. — Сегодня в столице их установлено уже девять, пять — в помещении и четыре — на улице, прямо возле путей.

Приобрести квитки в них можно при помощи банковской платежной карточки. А если пассажир все время ездит в одном и том же направлении, то есть функция сохранения маршрута, значит, время операции сокращается в разы.

— Перед нами стоит задача оборудовать такими терминалами все остановочные пункты городских линий в направлении станций Руденск и Беларусь, — отмечает специалист. — Первыми станут Лошица и Масюковщина, затем и все остальные. Всего по стране установят 53 таких аппарата.

Есть и те, кто остался недоволен новой аппаратурой. Одна из бабушек, к примеру, нашла в функциях терминала недостаток и написала жалобу: через него нельзя купить льготный билет.

— Эта техника запрограммирована только на полный тариф, чтобы исключить возможность зло­употреблений. Билеты по льготным расценкам реализуются только при предъявлении соответствующих документов, — говорит Денис Тонконог.

Кроме того, на железнодорожном вокзале недавно появилось еще одно хитроумное устройство: терминал, который выдает билеты, купленные через Интернет.

Дело техники

09-01-03-13К чемпионату мира сайт БЖД обзаведется англоязычной версией и более совершенной навигацией.

— Мы хотим добавить новую опцию при покупке билета: чтобы пассажир не просто видел номер места, но и его расположение в составе, — рассказывает специалист.

А вы задумывались, как информация о пассажире, зарегистрировавшемся на поезд в Сети, попадает к проводнику?

Последний срок, когда человек может оформить электронную регистрацию, — за час до отправления поезда с начальной станции. Все потому, что списки формируют там же и раздают на бумажном носителе поездной бригаде. И, понятное дело, на все это нужно время.

— Новая технология позволит проводникам получать информацию по беспроводным каналам связи при помощи специальных планшетов, — объясняет Денис Тонконог. — И тогда человек сможет приобрести квиток на проходящий поезд незадолго до отправления от станции того города, где он находится.

В 2013 году билеты через Интернет купили 600 000 пассажиров.

Правда, приспособления эти будут не такими, какие мы привыкли видеть в салонах связи. Скорее, доработанный их вариант, устойчивый к перепаду температур и уровню влажности, а самое главное — к механическим воздействиям. К примеру, в перечень испытаний входит требование устойчивости к падению на бетонную плиту с высоты полутора метров.

Подобный опыт, правда неудачный, был и у соседних государств, в частности Украины. Там для проводников закупили обычные планшеты, и как итог — устройства выходили из строя в течение двух месяцев.

Вскоре у проводников появятся специальные планшеты, на которые к ним будет поступать информация о пассажирах, зарегистрировавшихся на поезд через Интернет.

Раскрыть карты

Третье направление — «Внедрение автоматизированной системы оплаты и контроля проезда в поездах городских линий на базе бесконтактных карт». В настоящее время объявлен конкурс на определение исполнителя работ.

После установления системы оплатить проезд можно будет с помощью валидаторов. Подобной техникой горожане уже пользуются в трамваях. Однако для этого заранее придется приобрести многоразовый проездной билет — бесконтактную смарт-карту.

— Их баланс пассажиры смогут пополнить в кассах, — говорит ведущий инженер пассажирской службы управления Белорусской железной дороги Марина Матюшина. — На первом этапе предусматривается запись на смарт-карту информации об оплаченном проезде на определенное время — 3, 5, 10, 30 дней.

Действовать карточка начнет с момента первого пользования. Впоследствии на нее можно будет перезаписывать информацию по такому же принципу, как на проездные билеты в метро.