Как изменились минчане за последние 20 лет в глазах милиции, рассказал ветеран полка патрульно-постовой службы Николай Пранович
Николай Владимирович отдал милиции 21 год. Все это время он прослужил в одной и той же патрульной роте, охраняя спокойствие граждан в Ленинском районе.
— Я и сам много лет прожил в Серебрянке, — говорит бывший командир отделения 2-й роты полка ППСМ Мингорисполкома Николай Пранович. — После того как уехал оттуда, первое время очень скучал. Ведь Ленинский район, можно сказать, развивался на моих глазах, знаю его как свои пять пальцев.
В милицию Николай пришел в начале 1990-х после срочной службы в Афганистане.
— Только устроиться туда в то время было непросто, — вспоминает старший прапорщик в отставке. — Численность 2-й роты тогда — 98 человек, а это много больше, чем сейчас. С ноября по апрель ходил на стажировку.
По мнению ветерана, раньше работать было проще — люди более сознательные, почем зря милицию не вызывали. Сейчас же редкое дежурство обходится без комичного случая. Например, как-то с напарником они получили информацию: в квартире скандал. Приехали. А там малыш отказывается кушать, и родители решили запугать его дядями в форме. Обращаются в милицию и с жалобами на неработающий телевизор, и на неприятные запахи в квартире, и даже на соседей, которые не желают укладывать детей спать после 21.00. Конечно, радует, что горожане настолько доверяют милиции, но нужно понимать: совершаются и реальные преступления, где помощь правоохранителей куда важнее.
За два десятка лет, по мнению Николая Владимировича, бдительности граждане все же не утратили. То и дело в службу «102» поступает информация: там пьют, там дерутся, там грабят. Одна беда — дожидаются приезда наряда лишь единицы. Понадобится что-то уточнить — не у кого. А бывало, увидят драчуны милиционеров, и ну обниматься: мол, ребята, вы не по адресу прибыли. А некоторые горожане и вовсе проявляют сознательность, не вставая с дивана. Услышат во дворе крик и звонят в милицию: там кого-то бьют, срочно приезжайте. Наряд мчится, а во дворе никого. Может, мальчишка какой крикнул да убежал.
Еще одна категория обращающихся в милицию — престарелые родители, уставшие от алкоголизма или наркомании чад. Еще 20 лет назад таких жалоб было намного меньше.
— Видно, что старики измучены пьяными выходками сына, который их оскорбляет, случается, и бьет, но писать заявление на него отказываются, — вздыхает собеседник. — Они со слезами на глазах просят: «Сделайте что-нибудь, только не забирайте его в тюрьму». А что сделать-то? Созданию, утратившему от пьянства человеческое обличье, разве что в ЛТП помогут. Да и то не факт…
Люди также не могут уяснить, что жаловаться на шум из соседней квартиры следует в ЖЭС. Но и здесь бывают разные ситуации. В практике Николая Прановича был случай, когда жители одного из домов буквально оборвали телефон милиции: в одной из квартир всю ночь грохотала музыка. Они и сами звонили в дверь к одинокому соседу, чтобы сделать замечание, и наряд несколько раз приезжал… В итоге оказалось, что открыть дверь было попросту некому, — человек скоропостижно умер.
Старшему прапорщику приходилось сталкиваться со всевозможными преступлениями, но чаще всего — кражами. Причем в разные времена большинство нечистых на руку воровали какие-то определенные вещи: в конце 1990-х —
меховые шапки, в начале
2000-х — мобильники, в последнее время — разного рода гаджеты…
— Есть и еще особенность: практически каждый сегодняшний задержанный прав и не виновен, — улыбается Николай Владимирович. — Всегда поражался: как же много наших задержанных имеют связи и родственников «на самом верху». Меня едва ли не каждую смену грозились уволить без выходного пособия. На деле же за всю службу только 2 или 3 жалобы на меня поступило. Да и те не подтвердились.
Ветеран считает, что любой милиционер должен знать хотя бы основы психологии. Сколько раз именно они помогали ему на службе.
— Порой сам удивлялся, как нам с напарником удавалось задерживать мастеров спорта по боксу или чемпионов в каком-нибудь виде борьбы. Но особого секрета здесь нет: как правило, все они геройствовали после обильных возлияний. Главное, не поддаваться на провокации и ни в коем случае не говорить, какое наказание их может ожидать за совершенный проступок.