На карте города

Речная работа

08-01-01-20Исчезнувшие с карты Минска реки продолжают затапливать станции метро и улицы

08-01-01-20Несмотря на сооружение новых коллекторов, некоторые улицы столицы во время сильного дождя до сих пор затапливает. По мнению учеников СШ № 90, это происходит из-за рек, протекающих под землей. Ребята вместе с руководителем краеведческого музея школы Станиславом Холевым изучили карты разных лет, самая ранняя из которых датируется 1880 годом. В итоге выяснили, что век назад общая длина водной системы в границах нынешнего Минска составляла 132,8 километра. Однако из-за осушения болот и различных строительных работ она сократилась в 1,5 раза (сейчас ее протяженность — 90,5 километра). Также школьники узнали, что многие якобы исчезнувшие водные артерии до сих пор продолжают течь под землей, доставляя немало хлопот минчанам.

Немига

В переводе с балтийских языков — «бессонная, беспокойная». Даже став в конце XIX века небольшим ручьем, Немига после сильных дождей разливалась, затопляя улицу и близлежащую площадь. Чтобы справиться со стихией, городские власти в 1926 году заключили «бессонную» в бетонные трубы.

Исток буйного ручья, по одной из версий историков, находится на территории Октябрьского района.

— Примерно 120 тысяч лет назад между нынешними аэропортом Минск-1 и станцией метро «Институт культуры» образовалось Францисканское болото, — рассказывает Станислав Холев. —  Из него и брала начало Немига. После строительства Московско-Брестской железной дороги в конце XIX века его начали осушать. В итоге река стала уменьшаться. Теперь и вовсе протекает под землей, ее протяженность около 1,5 километра, а высота уровня воды примерно 5 сантиметров. Когда-то длина реки достигала 5,5 километра.

Первоначальное русло показано на планах Минска 1898, 1903, 1910 годов; отдельные участки — на немецких планах Минска 1942 года. На более поздних планах и картах Немигу уже не показывали. После долгой работы с историческими документами ученики средней школы № 90 пришли к выводу: водная артерия начиналась во дворе дома № 8 на нынешней улице Чкалова. Даже в сухую летнюю погоду на этом месте порой стоят лужи и можно разглядеть остатки высохшего русла легендарной речки.

Переспа

По одной из версий слово «Пярэспа» произошло от глагола «пересыпать». Так, профессор Александр Лотков писал, что когда-то благодаря льготам польских королей эта река была сплошь застроена водяными мельницами. Крестьяне, перемолов зерно, пересыпали муку в мешки. Всё вокруг покрывалось летавшей в воздухе мучной белой пылью — и трава, и деревья, и люди…

Также существует легенда, что на этой водной артерии стояла большая мельница «аж о семи колесах» богатыря и знахаря Менеска. По преданию мука здесь мололась не из зерен, а из камней. Сооружение это было многофункциональным: рассказывают, по ночам Менеск разъезжал на ней по округе, набирая дружину из смелых и сильных людей. Основанием для этой легенды стало то, что раньше на месте впадения в Свислочь Переспа образовывала небольшой водопад.

По другой версии слово «Переспа» произошло от слова «пересыпь». Так называли землю, которую насыпали для строительства дороги, — река протекала вдоль одной из таких магистралей.

Еще в середине XIX века река вытекала из Комаровского болота (район между нынешними улицами Некрасова, Карастояновой и Богдановича) и впадала в Свислочь в районе ее пересечения с проспектом Машерова. Длина Переспы составляла около 3,9 километра. Теперь от нее остался небольшой ручей протяженностью 0,2 километра, который течет по подземному коллектору вдоль улицы Кропоткина.

Крупица

Считается, что слово «Крупица» (Крупка) произошло от названия растения из семейства капустных — крупки. Возможно, около реки были поля. К сожалению, информации об этой водной артерии сохранилось немного. Впервые она упоминается в XVII веке в связи с возникновением деревни Крупки. На картах середины XIX века протяженность реки составляет 1,6 километра. Начиналась она в районе пересечения нынешних улиц Ольшевского и Петра Глебки и впадала в Свислочь около перекрестка проезда Дрозды и улицы Крупцы. Сейчас, по мнению Станислава Холева, Крупка продолжает течь под землей, при этом ее длина сократилась до 0,6 километра.

Словсть

Название этой реки, по мнению историков, связано с тем, что она была сильно заболоченной, «слякотной». Первые упоминания о ней есть в документах описания земель Минска (1557 год). Граница города проходила «до истока речки Словсти, до дороги Могилевское». Речка начиналась примерно от места нынешнего пруда лесопарка Степянки, шла около станции метро «Могилевская», потом — за МКАД и впадала в Свислочь около деревни Подлосье. Правильное звучание последней было Подсловстье, но после исчезновения реки оно поменялось. Длина водной артерии в середине XIX века — 10,5 километра. На географических картах Минска показывалась до 1950-х годов. После начала массовой застройки Заводского района на планах столицы некоторое время еще были видны отдельные фрагменты русла, но сейчас водная артерия полностью исчезла.

Серебрянка

Около жилого района Серебрянка тек ручей, вода в котором была настолько прозрачной и чистой, что его называли серебряным, через некоторое время он вырос до размера реки. Серебрянка, так же как и Словсть, упоминалась в описании земель Минска 1557 года. Граница нынешней столицы пересекала «дорогу великую, которая идет з Менска через Лошицу до Переджиря» и вела «до логу Серебреного».

Серебряный ручей начинался около здания аэропорта Минск-1 и, протекая по Серебряному Логу, уходил в Свислочь в районе улицы Полесской. В XVIII веке вблизи места впадения ручья возникла небольшая деревня Серебрянка, лес за которой стали называть Серебряным бором. На его месте и возник в 1970-х годах микрорайон с красивым названием Серебрянка.

Последний раз Серебряный ручей показали на топографической карте Минска 1984 года, уже с канализированным руслом. После расширения летного поля аэро­порта и застройки микрорайона в нижнем течении Серебрянки все русло реки засыпали. Однако Станислав Холев считает, что вода до сих пор течет под землей и в будущем может доставить немало хлопот при строительстве станции метро «Аэродромная».

— Подобное уже случалось, когда делали туннель для «Малиновки», — поясняет руководитель краеведческого музея СШ № 90. — Тогда метростроители наткнулись на довольно мощный поток подземных вод на глубине 10-15 метров. Он залил туннель со скоростью 30 кубометров в час. Здесь под землей протекает река Лошица, которой дамбой перекрыли путь по поверхности. Похожая ситуация была и при строительстве станции «Могилевская», закладку которой делали прямо в бывшем русле реки Словсть. Для того чтобы преодолеть подземный поток, пришлось применять принудительное водопонижение и специальные методы укрепления. Причем как на перегонах, так и на станции.

Изменение длины речной системы Свислочи: в конце XIX века и сейчас

Река, ручей

(в скобках даны старые названия)

Длина в настоящее время Первоначальная длина в пределах нынешнего города
Свислочь 30,0 км 30,0 км
Слепянка (Слепня) 22,5 км 22,9 км
Лошица (Лоша, Мухля) 9,2 км 15,0 км
Словсть 0 10,5 км
Цна 6,6 км 6,6 км
Мышка (Копровка) 3,1 км 6,6 км
Немига 0 5,5 км
Сенница 4,5 км 4,5 км
Переспа 0,2 км 3,9 км
Серебрянка (Серебряный ручей) 0 3,5 км
Тарасовка (Дививелка) 0 3,3 км
Тростянка (Ельница, Синявка) 2,0 км 2,0 км
Крупица (Крупка) 0,6 км 1,6 км
Ручьи без названий 11,8 16,9