Человек и его время

Восток – дело нужное

13-01-01-37Польский бизнесмен Павел Земински рассказал о разрушении телестереотипов о Беларуси, интересах поляков в нашей стране и родном городе Лодзь, который, на его взгляд, сильно пострадал от вхождения страны в Европейский союз

13-01-01-37— Я всегда интересовался восточной, особенно русской и белорусской, культурой, — ловит мой удивленный взгляд польский бизнесмен Павел Земински. — С юношества интересовался русско-польскими отношениями, даже одно время преподавал историю экономики в этом контексте в местном университете. Всегда считал, что реальное направление польской политики — это не только отношения в формате ЕС, но и дружба с восточными соседями.

— А вы родом из Лодзи?

— Там живут четыре поколения моего рода. Раньше город был крупным центром текстильной промышленности — много фабрик, которые не только создавали вещи, но и сами производили материалы для работы. На двух из них — самых больших — трудились по 15-20 тысяч человек. Лодзь считается женским городом, поскольку в швейной сфере заняты в основном представительницы прекрасного пола. Большинство произведенных товаров шло на экспорт — на восток, в Россию. С развалом Советского Союза наша текстильная промышленность начала терять рынки, а после польских реверансов в сторону Европейского союза и вовсе стала систематически уничтожаться. Сейчас в городе не работает практически ни одно текстильное предприятие, разве что маленькие частные. Но они занимаются в основном швейными работами.

— Как получилось, что коренной поляк полюбил Беларусь?

— В последние годы мы в Польше постоянно узнаем из СМИ, что в Беларуси большие проблемы с польским меньшинством. Мол, отношение государства к этим людям у вас ужасное. Мы с друзьями решили это проверить и создать для себя объективную оценку происходящего. В белорусском посольстве в Варшаве нас поддержали, и мы поехали делать документальный фильм о реальном положении поляков в Беларуси. Побывали на фестивале народных культур в Гродно, заехали в Лиду и Пинск. Параллельно снимали видео, осматривали достопримечательности и общались с людьми. Признаюсь, были поражены, насколько все не так, как в СМИ. Решили показать нашу документальную ленту полякам. После положительных отзывов захотелось снять еще один фильм о том, как в последние 20 лет развивалось сельское хозяйство в Беларуси и Польше. Ездили в ваши колхозы, смотрели фермерские хозяйства. Оказалось, многое в Беларуси сохранили, и это обрадовало.

— Подружились с Беларусью после работы над фильмами?

— Это так, ведь связей с вашей страной у нас не было вообще, мы были дремучими туристами, точнее, исследователями. Вернулись под большим впечатлением от того, как живут люди, как организовано государство, как работает промышленность и сельское хозяйство. Были на Минщине, на Гродненщине. При этом прекрасно понимаю, что развитие не может быть идеальным, есть свои проблемы. Забавный момент: когда мы с друзьями показали второй фильм о сельском хозяйстве, самая крупная газета Польши Gazeta Wyborcza назвала нас агентами вашего Президента Лукашенко (смеется). Для нас это была лучшая реклама на первой странице субботнего выпуска издания! Сам же фильм стал показателем того, как польские власти могут — при желании! — не замечать успехов соседнего государства. Да и не каждый сегодня в Польше готов видеть альтернативную точку зрения.

— Знаю, что в Лодзи существует белорусское общество. Чем занимаетесь?

— Мы организуем встречи белорусов, выставки, культурные мероприятия или конференции по экономическим связям. Сотрудничество нам интересно, многие раньше жили в Беларуси, а после войны переехали сюда. Несмотря на уничтоженную промышленность, Лодзь продолжает развиваться как город частных предприятий. Люди заинтересованы в сотрудничестве с вами и дальше — с восточными рынками. Можно говорить и о конкретных примерах: в Лодзи работает филиал белорусской фабрики колготок «Конте». А в оптовом вещевом центре под Лодзью покупают товар белорусские предприниматели. Уверен, дирекция этого центра тоже заинтересована в развитии сотрудничества.

— Лично у вас есть бизнес-интересы в Беларуси?

— Последнее время помогаю польским предприятиям, которые хотят инвестировать в Беларусь. Ездил на конференции в зоны свободной торговли в Бресте и Гродно. Удивило, что самые активные участники таких мероприятий — немцы и голландцы. А поляков — самых близких соседей — там практически нет! Польские компании участвовали в строительстве сооружений для чемпионата мира по хоккею, но у нас о таком никто не знает. Как раз об этом мы подготовили небольшой фильм, и многие польские фирмы взглянули на вашу страну по-новому.

— Наверняка с какими-то проблемами сталкиваетесь…

— Считаю, что нам, как и вам, нужны деньги на первые организационные встречи предпринимателей. Наших бизнесменов нужно подтолкнуть — а то думают, что у вас ничего нет! Когда говорю нашим людям про миллионные китайские инвестиции в вашу страну, мне не верят (смеется). Думают, у вас невозможно жить и работать. Ну а те, кто все же приезжает, потом рассуж­дают совсем по-другому. К слову, властные структуры и вовсе намекают бизнесу, что Восток и Беларусь — «не польское» направление инвестиций. Но если у Польши проблемы с экспортом на Запад, то почему бы не посмот­реть на Восток?