Нашему корреспонденту предложили испечь хлеб на основе «святой закваски счастья»
Наверняка каждый хоть раз в своей жизни да получал «письмо счастья». Недавно с одной из вариаций подобного явления довелось столкнуться и мне. Правда, в основе фокуса, который подарит вечную радость и достаток, лежало не творение эпистолярного жанра, а так называемая «святая закваска счастья». Таким необычным снадобьем делилась одна из минчанок, отмечая в социальных сетях: «Есть три банки отменной закваски. Получится хлеб из монастыря Матроны Московской. Отдать совсем некому».
Вначале заинтересовало, почему именно три банки? Да и в чем особенность этого хлебушка? Вот только выяснить подробности происхождения продукта так и не удалось.
— Закваской со мной поделилась подруга, откуда взяла, не знаю, — ответила автор интернет-предложения. — Есть еще рецепт, описание, как правильно такой хлеб печь. Говорят, он приносит счастье.
— Пробовала уже выпекать? Принесло счастье?
— Пробовала. Вроде ничего не изменилось, все как прежде осталось.
Это ничего. Главное верить, не так ли? К тому же помимо исполнения очевидных желаний — вечного счастья, радости, достатка и крепкого здоровья — вкусившим хлеб гарантируется избавление от порчи, сглаза, родовых проклятий, венца безбрачия и отпущение грехов. Неплохой, надо сказать, набор.
Кроме того, получив закваску, следует ознакомиться с подробной инструкцией по приготовлению чудесного хлеба, которая прилагается. Судя по тексту, без следования этим скрупулезным указаниям конечный продукт не получится.
В инструкции говорится: хлеб печется всего один раз в жизни. Что удивило, настаивать тесто нужно целых шесть дней, причем чем-либо накрывать категорически нельзя. И на протяжении всего этого времени периодически добавлять в него по стакану молока, сахара и муки. Правда, несколько смутили объемы используемого сахарного песка. Его по рецепту требуется более чем полкилограмма. Ведь это уже не хлеб, а кекс какой-то получается!
И напоследок: «Загадать желание, кушать всей семьей, никого чужого не угощать. Хлеб ломать руками. Закваску отдавать трем хорошим людям только с описанием. В холодильник не ставить — закваска живая!»
Весь кропотливый процесс занимает почти неделю, хотя для приготовления хлеба на обычной закваске вполне достаточно суток. Относительно вкуса мнения у различных поставщиков продукта, с которыми впоследствии довелось пообщаться, разошлись. Одни получившийся хлеб расхваливали, другие утверждали, что есть его невозможно — приторно сладкий, к тому же присутствует специфический привкус. Лично я такой хлеб выпекать не рискнула, поскольку спустя пару дней закваска стала испускать зловоние.
Оказалось, первые упоминания о подобном продукте появились более двадцати лет назад. Неизвестно, в каком виде и через сколько рук закваска дошла до меня. А ведь все это микробы, грязь и антисанитария. С моими подозрениями согласились и врачи-эпидемиологи, к которым обратилась за советом:
— С точки зрения эпидемиологии подобная закваска не представляет большой угрозы, поскольку во время термической обработки микробы погибнут, а вот с точки зрения гигиены есть вопросы, — уточнили в отделении гигиены питания Минского городского центра гигиены и эпидемиологии. — Ведь неизвестно, у кого до этого в руках находилась закваска, в какой посуде ее замешивали. В продукт могут попасть и тяжелые металлы, и полимеры. Поэтому возникновение проблем со здоровьем не исключено.
Ко всему выяснилось, что попавшаяся мне закваска — не единственный вариант ингредиента, на основе которого выпекается «хлеб счастья». Раньше точно такой же рецепт передавался из рук в руки под названием теста иерусалимского, почаевского, афонского, киево-печерского. К слову, представители упомянутых монастырей свою причастность к продукту-кочевнику отрицают и называют его ничем иным, как спекуляцией на святынях и закваской от лукавого. А верующих призывают не верить россказням и не использовать опару.
— Я наслышан об этой закваске и могу сказать, что подобные легенды, как правило, рождаются в околоцерковных кругах, а их авторы — люди, которые, скорее всего, плохо разбираются в основах веры, — говорит священник Минской епархии Александр Пальчевский. — Советую аккуратно избавиться от продукта, богохульством это ни в коем случае не будет.
В самом монастыре Матроны Московской ситуацию с закваской комментируют следующим образом: «Убедительная просьба не брать у распространителей закваску с рецептом на изготовление «Хлеба из монастыря Матроны Московской». Доводим до вашего сведения, что монастырь такую закваску не изготовляет, не распространяет и не несет ответственность за здоровье прихожан, выпекающих по этому рецепту хлеб!»