Культура

Будет авангАРТно

26-01-01-44Пока в павильоне «БелЭкспо» завершается монтаж выставки современного белорусского искусства, корреспонденты выяснили, чем нам аукнулся квадрат Малевича

— В экспозиции представлены произведения тех художников, которые, по сути, продолжают дело Малевича, — поясняет логику формирования выставки «Avant-gARTe. От квадрата к объекту» руководитель Центра современных искусств, куратор и организатор проекта Наталья Шарангович.

Как выглядит белорусское искусство поиска и эксперимента? Слово кураторам и участникам масштабного проекта.

Дмитрий Сурский, председатель Белорусского союза дизайнеров

26-01-01-44— Весь дизайн вырос из авангарда. Те эксперименты, которыми занимались «Утвердители нового искусства» (УНОВИС — авангардное художественное объединение, созданное Малевичем в Витебске), стали отправной точкой для развития дизайна в том числе. Сломать стерео­типы и найти соотношение функции и формы, образа и формы — это сближает авангард и дизайн. Сегодняшнее искусство очень сильно завязано на технологии. Искусство становится проективным. Поэтому вместо слова «выставка» часто используют слово «проект». В то же время дизайн становится частью искусства. Со­временные технологии и материалы позволяют воплотить любую идею. Не нужно заморачиваться на тиражах. Возможно производство уникальных вещей, которые часто не имеют утилитарной функции, а создаются только ради эстетики.

26-01-02-44На выставке Белорусский союз дизайнеров представит наиболее интересные примеры проектов «Постулат» и «Ліхтарт». Первый проверял фантазию авторов на тему, как они представляют стул, второй — светильник.

— Мы отобрали те предметы, которые ближе всего к понятию «арт-объект». Созданные на стыке дизайна и искусства, — отметил Дмитрий Сурский.

 

 

 

 

 

 

 

26-01-03-44Леонид Хоботов, заместитель председателя по выставочной деятельности Белорусского союза художников

— Выставка современного искусства «Avant-gARTe. От квад­рата к объекту» — прекрасная возможность собрать вместе лучшие выставочные проекты концептуального искусства, созданные за последнее десятилетие, и работы, подготовленные специально для данной экспозиции. Указывая в названии слово «квад­рат», мы говорим о модернизме, который уже стал классикой. Так мы притягиваем внимание к происхождению этой темы: квадрат же практически рождался в Беларуси! 26-01-04-44Культура авангарда начиналась здесь с личностей Малевича и Шагала, которые сделали свои заявки на какие-то радикальные преобразования в искусстве. Мы представим современных художников, которые делают что-то подобное, увидим объективный срез белорусской культуры, покажем, что у нее не провинциальное и не маргинальное лицо. Наша крупная выставка говорит о том, что появляется новый масштаб восприятия отечественного искусства. Выставочные пространства, цены белорусского арт-рынка — пока об этом мало кто знает. Для выхода на новый уровень много факторов должны сложиться: вливание денег в искусство, поддержка спонсоров, государства. Сейчас это начинает происходить.

26-01-05-44Константин Ващенко, арт-директор дизайн-студии Collection

Арт-объект, который специально к выставке готовит дизайнер Константин Ващенко, — прямая отсылка к «Черному квадрату». Это куб два на два метра. Правда, не классический, а супрематический. Каждая грань — объемная. На них выстроены геометрические фигуры. Арт-объект по мотивам творчества Малевича должен стать ассоциацией, позволяющей зрителю настроиться на общение с экспериментальным искусством.

— Нужен карандаш, — улыбается Константин Ващенко, когда прошу объяснить идею инсталляции.

Схематичное изображение готово быстрее, чем кофе-машина успела сварить чашечку эспрессо.

— Когда обсуждали, что может стать логотипом выставки, я сказал: так ведь он уже есть, — говорит дизайнер.

«Черный квадрат» — это и манифест авангарда, и его символ, и тот образ, который первым возникает при упоминании об авангардном искусстве начала XX ­века.

— Повторить квадрат было бы неинтересно. Мы трансформируем его в супрематический куб, — говорит Константин.

3D-логотип — наглядное пояснение названию выставки «От квадрата к объекту».

26-01-06-44Андрей Плесанов, художник, музыкант, коллекционер

Андрей Плесанов участвует в проекте и как художник, и как музыкант, и как коллекционер. Его авторские работы будут представлены в экспозиции выставки «Avant-gARTe. От квадрата к объекту». Те, кому он более известен как лидер группы P.L.A.N, смогут побывать на авторской встрече с музыкантом здесь же, в «БелЭкспо»

на проспекте Победителей, 25 апреля. Начало в 17.00. Около 30 работ из частной коллекции Плесанова будут демонстрироваться в Музее современного искусства, где 22 апреля открывается выставка «Сто лет белорусского авангарда».

На выставке «Avant-gARTe. От квадрата к объекту» будет представлено современное белорусское искусство:  живопись, скульптура, декоративно-прикладное творчество, графика, фотография, дизайнерские проекты, видеоарт.

26-01-07-44Наталья Барсукова, директор художественной галереи «Университет культуры» Белорусского государственного университета культуры и искусств

— Очень интересно посмот­реть на проекты, которые делали в нашей галерее, но уже совершенно в другом пространстве. Мы благодарны организаторам выставки, которые пригласили поучаствовать. Посетители снова увидят работы из «Техно-арта», H2O и «Тапографики», а также «Постулата» и «Ліхтарта», реализованных совместно с Союзом дизайнеров. Конечно, нам пришлось сделать выборку лучшего из лучших, потому что экспонаты будут размещаться в небольших боксах шесть на шесть метров. «Техно-арт» — наш семилетний проект, из которого выбрали 21 объект. Среди них — арт-объект Константина Ващенко и Олега Яровенко Perpetuum Mobile. Из «Тапографики» покажем три брутальных тапка: «Узы комфорта» Дмитрия Сурского, «Гравитация» Максима Петруля и «Тапок архитектора» Константина Селиханова. Будет светящийся рояль, собачки из металлического хлама, лампочка в виде извилин человеческого мозга и другие объекты «Ліхтарта».