Экономический курьер

Свести счет

25-01-01-62Почему специалисты советуют клиентам банков иметь по меньшей мере пять пластиковых карточек, стоит ли полностью отказываться от «живых» денег и как при этом не стать заложником современных технологий, узнавала наш корреспондент

25-01-01-62По миру пойти

Казалось бы, что может быть общего между популярностью расчетов наличными и уровнем преступности в стране? На самом деле связь есть, да и способы оплаты влияют не только на криминальную сферу. Сквозь призму нала и безнала можно оценить финансовую грамотность населения, уровень доходов, а также экономическую стабильность в государстве. Так, среди стран, предпочитающих виртуальную валюту, сегодня лидируют США, Швеция, Бельгия. Среди любителей шуршащих бумажек — к примеру, Индия, Египет, Мексика. По мнению специалистов, большой оборот наличности свидетельствует о внушительном объеме сектора теневой экономики, а предпочтительное использование банковских карт — о высоком уровне доходов населения и просвещенности граждан в вопросах финансов.

Сегодня на руках у белорусов 12,37 миллиона платежных карточек, а на душу населения приходится 1,3 единицы этого банковского продукта. Подобный показатель для нашей страны не так плох, но в развитых государствах он все-таки несколько выше: 2-3.

По данным Нацбанка, удельный вес безналичных операций в суммарном выражении за первый квартал текущего года в Беларуси составил 25,2 процента.

— Нам поставлена достаточно серьезная задача: к 2016 году достигнуть 50 процентов от общего оборота в доле безналичных расчетов. И мы совместными усилиями будем к этому стремиться, — говорит директор ЗАО «Платежная система БЕЛКАРТ» Александр Сотников.

Со слов руководителя по информационным технологиям и электронному бизнесу одного из банков Андрея Косача, лидер в этой сфере сегодня — Швеция. В этой скандинавской стране 98 процентов совершаемых операций — безналичные. К 2017 году там и вовсе хотят отказаться от купюр. Неудивительно, ведь даже в храмах Швеции устанавливают специальные устройства, при помощи которых можно делать пожертвования в электронном виде.

Чем так удобен безнал с точки зрения государства?

— Во-первых, благодаря этому сокращается денежный оборот наличных и, соответственно, затраты на его обслуживание, — говорит начальник отдела финансовой грамотности Национального банка Республики Беларусь Юлия Сакович. — Во-вторых, обеспечивается прозрачность операций, что предотвращает легализацию доходов, полученных преступным путем. И, в-третьих, расширяются возможности кредитования за счет пополнения ресурсной базы банков, что в итоге способствует экономическому росту.

Полезный совет

— Заведите как минимум пять карт, — рекомендует Андрей Косач. — Первая — зарплатная, вторая — сберегательная, третья — для расчетов в Интернете, четвертая — для поездок за рубеж, а пятая — кредитная, поскольку деньги могут понадобиться в любой момент. Народная мудрость гласит: не храните яйца в одной корзине. В кошельке ведь мы не носим все имеющиеся в наличии деньги.

Пустить в кассы

Понятно, что развивать безналичные расчеты прибыльно для государства и банков, которые делают на этом бизнес. Однако чем привлекателен такой способ оплаты для обывателей?

Всем известны такие преимущества безнала, как гибкость и оперативность, его надежность и ориентированность на Интернет. Однако сегодня к ним можно добавить и дополнительные сервисы. Да и рынок этот расширяется не только благодаря административным мерам, его главный двигатель скорее — развитие спектра услуг.

К примеру, один из белорусских банков первым на отечественном рынке предложил держателям своих карт услугу персональной бухгалтерии, которая будет автоматически вестись в интернет-банкинге:

— Когда я ознакомился со своими расходами в процентном соотношении (к примеру, сколько трачу на путешествия, продукты питания, спорт, автомобиль), то был шокирован, сколько денег уходит на оплату мобильной связи, задумался о необходимости смены тарифного плана, — делится опытом Андрей Косач. — У нас уже есть положительные отзывы об услуге, поскольку такой сервис помогает людям жить по средствам.

Один из наиболее известных и распространенных сервисов — SMS-оповещение. К нему, кстати, сейчас добавляется информирование о состоянии счета через электронную почту и социальные сети. Разработчики объясняют такой шаг тем, что сегодня растет поколение, которое мало пользуется SMS.

— Одно из самых распространенных обращений в банк по карточкам звучит примерно так: на счете не хватает денег, возможно, вчера делал платеж, но точно не помню. То есть нужно разбираться: клиент сам потратил или его обокрали. В то же время держатели пластика просят: «Отключите мне SMS-оповещение, поскольку я не хочу видеть, сколько трачу в данный момент», — рассказывают банкиры. — Это свидетельствует о том, что наши люди еще не совсем готовы к использованию безналичных средств, как в развитых странах.

С вас снимают

Многие держатели опасаются пластика еще потому, что не уверены в сохранности своих сбережений на электронном счете. В России, к примеру, более 90 процентов владельцев карточек предпочитают снимать деньги в банкоматах. Как уберечь от хищения наличные — более или менее понятно, а вот как избежать потери виртуальных средств, известно далеко не всем.

Для обеспечения сохранности сбережений специалисты советуют придерживаться простейших правил: не разглашать пин-код, не вводить реквизиты карты на подозрительных сайтах, проверять банкомат на наличие скиммера.

Однако одной лишь бдительности недостаточно, а средства пропадают со счетов даже у миллионеров. В связи с этим банкам сегодня рекомендовано придерживаться принципа нулевой ответственности. Что это такое?

— Клиентам возместят денежные средства, списанные с их счетов мошенническим способом, — поясняет начальник отдела развития платежной системы БЕЛКАРТ Ольга Бояренко. — Важное условие — соблюдение держателями карточек условий договора. Такой шаг позволит повысить уровень защиты имущественных интересов держателей карточек и урегулирует отношения между банками и клиентами.

Для того чтобы вернуть свои деньги, потерпевший должен заявить о несанкционированной операции в обслуживающую его финансовую организацию. Это можно сделать, написав официальное письмо или позвонив в контакт-центр.

— Несмотря на то, закончилось разбирательство по делу или нет и были ли выяснены обстоятельства произошедшего, пропавшие со счета средства банк обязан вернуть в течение 30 дней. Если впоследствии установят, что обратившийся в банк человек обманул, сотрудники финансовой организации подадут на него в суд, — объясняет Андрей Косач.

Особое мнение

Не переходя наличности

25-01-02-62Почему у нас предпочитают наличные деньги

Банкиры уговаривают: рассчитываться безналом удобно. Ну очень удобно. И выгодно. Потому что как минимум экономим время и силы. И до недавнего времени я с такими аргументами полностью соглашался. Платить за коммунальные и телефон через инфокиоск наловчился давно, а после пристрастился и все остальные траты делать пластиком. Действительно удобно: хотя бы потому, что не нужно напрягаться на просьбу кассирши «поищите тысячу двести» и судорожно рыться в карманах из желания побыстрее разойтись в расчетах с представителем торговли. А то ведь она не ровен час пойдет в подсобку в поисках сдачи, и я немедля прочувствую, что это такое, когда 10 пар глаз стоящих позади покупателей испепеляют тебя ненавистью. А с карточкой — красота: барышня вжик ею по терминалу и через несколько секунд получите-распишитесь. Так у меня было. Пока однажды в оплате решительно отказали. «У вас стерлась защитная полоса, а у нас строжайшее указание такие карты к оплате не принимать», — сообщила труженица кассового терминала одного крупного сетевого маркета. Как догадываетесь, поведала она об этом лишь после выполнения операций с выбранным мною товаром. Хорошо, некоторое количество бумажных денег на руках оказалось и их аккурат хватило. А ну как нет? Возвращай товар на полку? Рыскай в поисках банкомата? Кстати, электронного банкира почему-то не смущает отсутствие защитной полосы. Удовольствие сомнительное, про удобство забудь. Случай, конечно, частный, и можно назвать его ничтожным.

Вернемся к банкоматам. Полностью уйти в безнал нам пока не светит хотя бы потому, что ни парикмахеры, ни мастера по ремонту обуви в большинстве своем пластик не признают. Да много где еще нужен нал. И повезло, если карточка — крупного банка с многочисленной сетью терминалов по выдаче купюр. А если помельче — держи под рукой список «своих» банкоматов и будь готов проделать определенный путь к одному из них либо заплати процент его коллегам из другой фирмы. Разговоры об объединении всех терминалов в единую систему ведутся давно, но пока безрезультатно. Предположу: сопротивляются банкиры, которым очень не хочется резать курицу, несущую золотые яйца.

Не все ладно и с интернет-банкингом. Сейчас вот всем известный ЕРИП новое программное обеспечение ладит, потому платежи то пройдут, то читай на экране: «ошибка при выполнении оплаты». Опять же боязно доверять Интернету свои финансы, потому как хакеры не дремлют, а значит, нет уверенности в сохранности средств.